17:05 внутришкольная система дополнительного образования детей | |
Какие
направленности есть в системе дополнительного образования детей? Как организуются
различные творческие объединения по интересам? Ответы на эти вопросы необходимо
знать руководителям, планируя развитие внутришкольной системы дополнительного
образования. Как устроено дополнительное образование детей С 1992 года в российском образовании начался постепенный
процесс преобразования внешкольной работы в систему дополнительного образования
детей. Закон Российской Федерации «Об образовании» утвердил новый правовой
статус в отношении внешкольных учреждений — дворцов и домов пионеров и
школьников, станций юных техников, туристов, натуралистов, клубов по месту
жительства и т.п. Они стали называться учреждениями дополнительного образования
детей. Данные образовательные учреждения являются специализированными
заведениями, созданными для оказания дополнительных образовательных услуг,
организации содержательного досуга ребят. Кроме того, дополнительное
образование детей осуществляется и в других типах образовательных учреждений —
дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных школах, гимназиях,
лицеях, колледжах. Направленности дополнительного образования Направления, по которым осуществляется дополнительное образование детей, будь это специализированное учреждение дополнительного образования или общеобразовательная школа, соответствуют основным тематическим направленностям дополнительных образовательных программ (программ дополнительного образования детей). Примерный перечень таких направленностей можно найти в «Требованиях к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» (Письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 № 28-02-484/16). В соответствии с ними дополнительные образовательные программы могут иметь следующие направленности: • научно-техническую; • спортивно-техническую; • физкультурно-спортивную; • художественную; • туристско-краеведческую; • эколого-биологическую; • военно-патриотическую; • социально-педагогическую; • естественно-научную; • культурологическую; •
социально-экономическую
и другие. Приведенный перечень является открытым и может быть продолжен в соответствии с запросами детей и их родителей, а также возможностями учреждения, где осуществляется дополнительное образование. Учебные группы в системе дополнительного образования Образовательная деятельность в системе дополнительного образования детей осуществляется через различные творческие объединения по интересам (далее — объединения), отличающиеся своими задачами и спецификой деятельности. Это кружки, клубы, студии, секции, театры, школьные научные общества и многое другое. Основным способом организации деятельности детей является их объединение в учебные группы, то есть группы детей с общими интересами, обучающихся по единой образовательной программе в течение определенного времени (учебного года, полугодия, четверти). В них могут заниматься обучающиеся от б до 18 лет. При этом каждый ребенок может заниматься в одной или нескольких группах. Численный состав учебной группы определяется в зависимости от возраста обучающихся, года обучения, специфики деятельности данной группы, образовательной программы. Учебные группы создаются как для обучающихся одного возраста, так и разных возрастов. Списочный состав групп второго и последующих годов обучения утверждается в мае - августе. Учебными группами второго года обучения являются группы, в состав которых входит не менее 80% обучающихся первого года обучения. Учитывая особенности и содержание работы учебной группы, исходя из педагогической целесообразности, педагог может проводить занятия со всем составом творческого объединения, по группам или индивидуально, может вести индивидуальные занятия с детьми-инвалидами по месту жительства. Цели, задачи и содержание деятельности учебных групп определяются на основе примерных образовательных программ или образовательных программ, самостоятельно разработанных педагогами. Программа реализуется через календарный учебный план занятий, который составляется на весь период обучения. Обучающиеся, показавшие высокий уровень достижений и результатов, могут заниматься по индивидуальным программам. Учебные группы могут создаваться как на весь учебный год, так и на конкретные сроки: месяц, четверть, полугодие. В период школьных каникул учебные группы работают по специальному расписанию. При этом занятия могут быть перенесены на дневное время, проводиться на базе других образовательных учреждений, организаций и предприятий с целью профориентации обучающихся.
В однопрофильных группах обучающиеся овладевают одним видом деятельности. Занятия в них ведет один педагог. В двухпрофильныхучебных группах обучающиеся овладевают одновременно двумя видами деятельности, причем второй вид деятельности является дополнением к основному. Занятия в таких группах могут проводить два педагога (каждый по своему направлению деятельности) или один педагог, являющийся специалистом по двум видам деятельности. Если занятия проводят два педагога, то необходимым условием организации работы является координация их деятельности: совместная разработка образовательных программ и учебных планов, составление расписания занятий, организация взаимопосещения учебных занятий, педагогический анализ результатов совместной работы. Двухпрофильные учебные группы создаются с целью приобретения обучающимися дополнительных знаний и умений, необходимых для совершенствования в основном виде деятельности, но могут быть созданы и по различным направлениям, например: астрономия и вычислительная техника, моделирование одежды и вычислительная техника, техническое моделирование и дизайн, шахматы и общефизическая подготовка.
В комплексных учебных группах обучающиеся овладевают одновременно тремя и более видами деятельности. Занятия проводят несколько педагогов, поэтому необходимым условием организации такой группы являются совместное планирование, координация работы и анализ деятельности. Комплексные учебные группы создаются с целью знакомства обучающихся с различными областями знаний, науки, техники, искусства для их самоопределения и выбора вида деятельности для дальнейшего обучения, с целью достижения высоких творческих результатов в основном виде деятельности. Комплексные учебные группы могут создаваться по различным направлениям деятельности: например, по изобразительному искусству, когда обучающиеся одной учебной группы одновременно занимаются живописью, графикой, росписью по ткани, скульптурой. В комплексных учебных группах для детей младшего возраста одновременно проводятся занятия по развитию речи, математике, движению под музыку, декоративно-прикладному творчеству.
Группы переменного состава организуются не на весь учебный год, а на более короткие сроки: месяц, учебную четверть (триместр) или полугодие. Такие группы могут создаваться на период школьных каникул, летом — на базе лагерей с дневным пребыванием детей и в загородных лагерях школьников. Учебные группы переменного состава создаются с целью осуществления начальной подготовки обучающихся, приобретения ими первоначальных знаний и умений по какому-либо виду деятельности, с целью проведения массового обучения школьников каким-либо навыкам, а также с целью организации их познавательного и полезного досуга. Такие группы могут создаваться для обучающихся групп продленного дня общеобразовательных школ и школ-интернатов. В этом случае педагогу-руководителю необходимо работать в тесном контакте с воспитателями групп продленного дня и с классными руководителями. Основными видами деятельности при создании учебных групп переменного состава являются: спортивная, туристская, игровая деятельность, декоративно-прикладное творчество, например, группы по разучиванию познавательных, подвижных и народных игр, по изготовлению изделий из бумаги и природного материала, по обучению плаванию и т.д. Сквозные учебные группы— это группы, в которых занимаются обучающиеся других коллективов данного учреждения или его подразделения. Занятия в таких группах способствуют более глубокому и прочному овладению знаниями и умениями по основному виду деятельности. Например, обучающиеся учебных групп декоративно- прикладного творчества посещают занятия по изобразительному искусству, обучающиеся туристских групп и секций — занятия по экологии и т.п. В зависимости от образовательных целей и задач занятия в сквозных учебных группах могут проводиться как в разовом порядке, таки постоянно, с определенной периодичностью. В начале учебного года педагог-руководитель сквозной учебной группы вместе с другими педагогами определяет периодичность занятий и составляет их расписание. Учебные группы совместных занятий детей и родителей создаются с целью укрепления семьи, формирования общих интересов детей и родителей, организации семейного досуга, а также с целью развития детей, требующих повышенного внимания, индивидуальной помощи родителей в процессе обучения ребенка. Как правило, эти группы создаются для совместного обучения детей младшего и среднего возраста. Пример таких групп: творческие объединения «Мастерская игр», «Моделирование одежды», «Вязание»,«Спортивная семья»,«Туристская семья», «Русский фольклор». Учебные группы совместных занятий детей и родителей создаются и по направлениям деятельности, связанным с приобретением умений и навыков, необходимых в быту: мастерская «Сделай сам»,«Комнатное цветоводство», «Кулинария и эстетика быта». В группах совместных занятий педагог регулярно проводит родительские собрания, индивидуальные собеседования и консультации, анкетирование родителей. Учебно-исследовательские группы могут создаваться на основе договора с учебными и научно-исследовательскими институтами, предприятиями, творческими организациями.
Деятельность учебно-исследовательских групп осуществляется под руководством научных руководителей (консультантов): ученых, преподавателей, специалистов. В таких группах занимаются обучающиеся старшего и среднего школьного возраста, студенты образовательных учреждений среднего профессионального образования. Они выполняют поисковые, исследовательские, опытные, экспериментальные работы; осуществляют разработки новых и совершенствование созданных конструкций, моделей, приборов, технических устройств; изготавливают учебные пособия. Члены таких групп участвуют в выполнении заданий, являющихся частью научной работы, проводимой в институтах, организациях, на предприятиях; они могут выполнять индивидуальные заказы и задания. В структуре учебно-исследовательских групп возможно создание творческих микрогрупп в зависимости от тематики и содержания работы. Члены таких групп могут участвовать в научно-практических конференциях, представляя на них доклады, рефераты, проекты, творческие отчеты, конструкции и приборы, изделия по результатам исследовательской, опытно-экспериментальной работы; в муниципальных, региональных, всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, конференциях, выставках. Во время школьных каникул обучающиеся таких групп направляются в профильные школы и лагеря, совместно со студентами и учеными участвуют в научно-исследовательских и поисковых экспедициях. Виды творческих объединений в системе дополнительного образования Учебная группа, в той или иной ее разновидности, является основным способом организации деятельности детей практически в любом из видов детских объединений. Попытаемся дать краткую характеристику основных творческих объединений обучающихся в системе дополнительного образования детей, применимых к условиям общеобразовательных школ. Одним из традиционных видов творческих объединений детей является кружок. Кружок — это среда общения и совместной деятельности обучающихся, объединение детей по интересам, занятия в котором способствуют решению воспитательных задач, формированию знаний, умений и навыков в конкретной деятельности. Во внешкольных учреждениях прошлых лет он был основной формой объединения детей. В системе современного дополнительного образования детей кружки также продолжают существовать, но являются при этом одной из самых простых форм организации деятельности детей. Сегодня кружок может существовать как начальный этап в реализации образовательной программы, на занятиях которого обучающиеся могут попробовать свои силы и возможности, проверить правильность выбора направления деятельности. Класс в системе дополнительного образования детей — это группа обучающихся (обычно одного возраста), занимающихся по одной образовательной программе, или учебный коллектив изучающих определенный предмет, например, класс вокала, рояля, балета, живописи. Секция — детское творческое объединение с определенной специализацией, обычно спортивной, существующее в составе учреждения дополнительного образования детей или общеобразовательной школы. Секция создается с целью развития способностей воспитанников, выявления наиболее талантливых детей в области конкретного вида спортивной деятельности. Например, секция спортивного клуба, шахматная секция, секция по плаванию, секция художественной гимнастики детской спортивной школы. Студия— творческий коллектив, объединенный общими задачами, ценностями совместной деятельности, а также характером межличностных отношений, в котором организованы занятия по усвоению коллективных действий и умений. Это своего рода мастерская для подготовки обучающихся, специализирующихся в различных областях искусства и спорта: артистов, художников, скульпторов, литераторов, спортсменов. Студия создается с целью развития художественных и иных творческих способностей обучающихся, выявления ранней одаренности детей. В студии учебные занятия сочетаются с творческой практикой. Специфика обучения в студии заключается в сочетании: • учебных, экспериментальных (поиск эффективных методик развития творческих способностей, изучение и использование новых приемов в искусстве), практических и производственных (показ спектаклей, оформление выставок, выпуск рукописных и печатных изданий, реализация изделий) задач; • индивидуальных, групповых и коллективных форм организации занятий. В деятельности студии преобладает самостоятельная работа обучающихся под руководством педагога и с его помощью. Оркестр — группа музыкантов, обучающихся совместному исполнению музыкальных произведений на различных инструментах: детский оркестр народных инструментов, детский духовой оркестр и т.п. Ансамбль — исполнительский коллектив или небольшая группа исполнителей художественных произведений (музыкальных, хореографических и др.), выступающих как единый художественный коллектив. В учебном процессе в ансамбле сочетаются групповые и индивидуальные формы обучения. Это могут быть ансамбль песни и танца, народных инструментов, спортивного танца, вокально-инструментальный ансамбль. Театр— творческий коллектив, объединение, которое организует свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности. Обычно в театре существует разделение труда по видам деятельности в зависимости от индивидуальных способностей членов коллектива, который создается для совместного художественного действия на сцене. Например, детский эстрадный театр песни «Серебряный колокольчик», театр моды «Конфетти» и пр. Клуб — объединение обучающихся с общими интересами, созданное для проведения совместных занятий и совместного досуга с целью разностороннего развития. Клуб ориентирован на массовое привлечение школьников к конкретному виду деятельности: клуб космонавтики, клуб моряков, книголюбов, туристский клуб. В клубе занимаются обучающиеся разного возраста, объединенные в секции или учебные группы. Члены клуба могут заниматься в одной или нескольких секциях (учебных группах). Клуб работает на основе положения (устава), которое утверждается общим собранием его членов. Устав клуба— это документ, в котором указываются: наименование клуба и его местонахождение (юридический и фактический адрес), статус, тип клуба, учредитель, цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных и культурно-досуговых программ, основные характеристики организации деятельности, порядок приема и порядок отчисления членов, режим заседаний и занятий, структура финансовой и хозяйственной деятельности, порядок управления деятельностью клуба, права и обязанности членов клуба, перечень приказов и распоряжений, регламентирующих деятельность клуба. В течение учебного года деятельность клуба осуществляется на основе перспективного и календарного планов работы, которые обсуждаются и утверждаются общим собранием его членов. Клуб — самодеятельная организация, где педагогическое руководство сочетается с самоуправлением обучающихся. Его работой руководит совет клуба, избираемый на собрании его членов. С целью сплочения коллектива обучающихся в клубе создаются и развиваются свои традиции. Прием в клуб проводится на основе заявления школьника. Первоначально он может быть зачислен кандидатом в члены клуба с прохождением определенного испытательного срока. Поэтому логично, чтобы обучающиеся имели удостоверения члена клуба. Клуб может иметь свои отличительные символы и атрибуты: название, девиз, песню, эмблему, значок, форму. Работа клуба отражается в дневнике или летописи его дел, клуб может иметь свой печатный орган (информационный бюллетень, газету). С целью организации и проведения совместного досуга обучающихся регулярно проводятся клубные дни, тематические вечера, игровые и конкурсные программы. При клубе может действовать совет друзей клуба. Клуб осуществляет связи с другими клубами соответствующего профиля, участвует в совместных программах и проектах, в соревнованиях и конкурсах. Педагог-руководитель клуба устанавливает связи с учреждениями и организациями соответствующего профиля с целью их привлечения к деятельности клуба. Заслуженные деятели науки, техники, культуры, ветераны войны и труда, бывшие воспитанники, оказывающие помощь и содействие работе клуба, могут приниматься в его почетные члены. Школа в системе дополнительного образования — это, как правило, узкоспециализированное объединение, которое осуществляет профильное обучение. В зависимости от учебной программы продолжительность обучения в школе может составлять один, два и более лет. Обучающиеся в школе объединяются в учебные группы (классы). По договору с соответствующими учреждениями, предприятиями и организациями обучающимся, сдавшим квалификационные экзамены, может выдаваться свидетельство (удостоверение) о присвоении квалификации (разряда, класса, категории) по профессии. На базе общеобразовательной школы могут быть созданы: художественная школа, школа художественных ремесел, музыкальная школа, детская спортивная школа, автошкола, киношкола и т.п. Клуб, студия и школа в системе дополнительного образования могут существовать и как объединения обучающихся по интересам, и как самостоятельные учреждения этой системы наряду с домами, центрами детского творчества, детскими парками, музеями и т.д. JI.H. Буйлова, кандидат педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики дополнительного образования детей Московского института открытого образования, Н.В. Кленова, кандидат философских наук, директор городского программно- методического центра дополнительного образования детей Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества. По материалам журнала "Практика административной работы в школе" | |
|
Всего комментариев: 1 | ||
| ||