16:36 Проблемы должности "педагог-библиотекарь" | |
24 июля 2011 года вступил в силу Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.05.2011 Ne 448н, официально закрепивший введение в общеобразовательных учреждениях должности «педагог-библиотекарь». Однако это, казалось бы, однозначно позитивное для школ событие породило ряд проблем, которые поставили перед директорами вопрос: «А стоит ли сейчас вводить эту должность в штатное расписание?» Проблемы новой должности «педагог-библиотекарь» После того как Министерство здравоохранения и социального развития РФ разместило на своем сайте проект квалификационных характеристик по новой педагогической должности «педагог-библиотекарь», журналом «Директор школы» был проведен опрос читателей по теме «Какой вы видите деятельность школьного педаго- га-библиотекаря?» (см. http://www.direktor.ru, раздел «Вы — эксперт»).Итоги опроса показали, что подавляющее большинство его участников считают целесообразным введение новой должности, поскольку она позволяет официально передать библиотекарю ряд функций учителя, ориентированных на формирование информационно-коммуникационной компетентности школьников и информационное обеспечение участников образовательного процесса. Однако уместно напомнить, что квалификационные характеристики являются лишь основой для разработки персональных должностных инструкций. Поэтому руководитель каждого образовательного учреждения вправе произвести «уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях» (п. 5 приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 7б1н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), а также «расширение круга их обязанностей по сравнению с установленными соответствующей квалификационной характеристикой» (п. 6 упомянутого приказа) без изменения наименования должности. Таким образом, даже до введения новой должности руководитель имел законное право определить функционал библиотекаря (заведующего библиотекой) в объеме, необходимом для своего конкретного общеобразовательного учреждения. Другими словами, и ранее содержательная часть деятельности библиотекаря зависела не от его квалификационной характеристики или взятой откуда-либо типовой должностной инструкции, а от использования руководителем школы права самостоятельно разработать индивидуальную должностную инструкцию. Вступивший в силу 24 июля 2011 года Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.05.2011 № 448н официально закрепил введение в общеобразовательных учреждениях должности «педагог-библиотекарь», исполнив заветную мечту школьных библиотекарей — быть причисленными к категории педагогических работников. Казалось бы, свершилось! Однако произошло все по пресловутому правилу «Хотели как лучше, а получилось...». Установив педагогу-библиотекарю соответствующие обязанности, «забыли» внести соответствующие изменения в нормативные акты, предоставляющие социальные гарантии и компенсации, предусмотренные для педагогических работников. И в очередной раз возникли правовые коллизии.Во-первых, конкретная продолжительность сокращенной рабочей недели педагога-библиотекаря Постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 «0 продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» не предусмотрена, а минимально сокращенная продолжительность рабочей недели (36 часов), определенная ст. 333 Трудового кодекса РФ для всех педагогических работников, ему не может быть установлена, поскольку новая должность не внесена в Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (Постановление Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 367).Во-вторых, педагогу-библиотекарю не установлена продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска (ст. 334 Трудового кодекса РФ), поскольку не внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 01.10.2002 № 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам».В-третьих, педагог-библиотекарь не может воспользоваться правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения им пенсионного возраста (ст. 55 Закона РФ «Об образовании»), поскольку эта должность пока не внесена в соответствующий Список (Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). В-четвертых, педагог-библиотекарь не может воспользоваться правом педагогического работника на прохождение аттестации для установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным категориям (Приказ Минобрнауки РФ от 24.03.2010 № 209 «0 порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»), поскольку наименования этой должности нет в профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников (Приказ Минздравсоцразвития от05.05.2008 № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования»), на которую распространяется Порядок аттестации. И, наконец, в-пятых, при использовании отраслевой (новой) системы оплаты труда возникает проблема определения базового должностного оклада педагога- библиотекаря, поскольку новая должность не отнесена ни к одному квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы должностей педагогических работников (Приказ Минздравсоцразвития от 05.05.2008 № 21бн «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования»). Исходя из вышесказанного, напрашивается вывод, что до разрешения всех указанных выше правовых коллизий директору не следует спешить с введением новой должности в штатное расписание своего образовательного учреждения. В противном случае руководителя школы могут ждать судебные тяжбы по поводу предоставления педагогу-библиотекарю социальных гарантий и компенсаций, предусмотренных для педагогических работников. А.И. Ломов, почетный работник общего образования РФ (материал из журнала "Практика административной работы в школе") | |
|
Всего комментариев: 1 | ||
| ||