09:14 Организация исследовательской деятельности учащихся в современном образовательном пространстве | |
Кто из преподавателей не слышал о таком понятии, как «проект», и даже не пробовал использовать его на практике как средство обучения одаренных детей с целью профориентации в области науки и техники, мотивации их к познавательной деятельности? Цель настоящей статьи — проанализировать имеющийся опыт применения исследовательской деятельности в учебном процессе государственных образовательных учреждений и обозначить причины, по которым она не может войти полноправным, необходимым и мощным инструментом в государственную образовательную систему."" По мнению сопредседателей оргкомитета конференции А. В. Леонтовича и А. С. Обухова, значимость темы определяется отношением нашего сообщества к исследовательской деятельности как к универсальной образовательной технологии, которая с успехом может применяться в работе с учащимися самых разных возрастов, склонностей и способностей, а также в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Многие авторы считают, что для этого необходимо: • в дошкольном возрасте и в начальной школе сохранить исследовательское поведение детей; • в основной школе — развить у детей способности занимать исследовательскую позицию, самостоятельно ставить и достигать цели в учебной деятельности; • в старшей школе — развить способность к исследовательской деятельности; • в дополнительном образовании — создать условия для развития способностей и склонностей обучающихся в соответствии с их специфическими потребностями; • в профессиональном образовании — повысить культуру профессиональной проектной деятельности путем развития аналитических и прогностических способностей обучающихся средствами исследования; • в системе повышения квалификации и переподготовки кадров — развить навыки творческого проектирования педагогической деятельности на основе применения учебного исследования и формирования культуры реализации исследовательских работ со школьниками. Сейчас все чаще говорят о научно-практическом образовании, которое объединяет исследовательскую, проектную деятельность, научно-техническое творчество учащихся. Его основными задачами считают развитие субъектной позиции учащихся, формирование научной картины мира, развитие навыка создания и осуществления проектов, освоение элементов научного метода познания, приобретение технических и технологических знаний и навыков, мотивирование к профессиональному самоопределению, развитие навыков рефлексии собственной деятельности. Казалось бы, в России все хорошо с развитием исследовательской деятельности учащихся. Однако настораживает отсутствие какого бы то ни было философского и методологического обоснования этого направления в образовании. Известно, что родовая сущность человека проявляется в целенаправленности eго деятельности. Прежде чем сделать что-то, человек строит в своей центральной нервной системе модель будущего. Так происходит в каждом конкретном действии. И в целом человеку присущ исследовательский рефлекс, который академиком И. П. Павловым был назван рефлексом «Что такое?». Рефлекс превосходно развит и у многих животных, особенно у высших. Но у человека он приобрел форму потребности в конструировании картины окружающей жизни, а более обобщенно — в поиске истины. «Познай Истину, и она освободит тебя» — это евангельское утверждение является одним из фундаментальных принципов жизни человечества в целом и каждого человека в отдельности. Несомненно, «познание истины» есть точное определение научно-исследовательской деятельности. Именно «познание», а не «узнавание». Познание предполагает самостоятельное исследование, погружение в сущность исследуемого предмета, отражает суть внутреннего роста человека, когда он включает в исследование свою родовую направленность и находит свой собственный, глубоко индивидуальный смысл жизни через учебный труд, в то время как узнавание может произойти просто за счет трансляции истины, путем ее чисто механической и формальной передачи. Рассмотрим механизм этих процессов с позиции формирования человеческого капитала, который и является целью, содержанием и результатом учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении [3]. Американские ученые-экономисты Т. Шульц и Г. Беккер еще в прошлом столетии определили понятие «человеческий капитал» как совокупность следующих основных компонентов: здоровье (физическое, психическое и социальное), интеллект (формальная логика; критическое мышление — компонент выделил М. Б. Зыков), творческая интуиция и социальная ответственность (или совесть). Остановимся на понятии совесть. Речь идет не о каком-то метафизическом предмете, вроде «частички бога в душе человека», а о вполне конкретном психическом эпифеномене, отражающем состояние сознания человека. Бесспорно, сознание человека построено на его индивидуальных ценностях и ценностях всего общества. Однако с позиции целостности ценностный подход неправомерно рассматривать в отрыве от развития здоровья и интеллекта человека. Итак, что же происходит на большинстве уроков в основной сетке расписания без сколько-нибудь значимой исследовательской направленности? Учитель сообщает детям, что дважды два — четыре (в старших классах все то же самое, но чуть сложнее). Дети обязаны поверить в это и это запомнить. Потом поупражняться в классе или дома. Затем ответить учителю. Если ученик сможет воспроизвести то, что ему сообщил учитель, он получит «пятерку». Скажет что-нибудь другое — получит «двойку» (в старших классах — все то же самое, только оформляется несколько иначе). Очевидно, что никакого познания здесь нет, есть лишь узнавание. Внимание, мышление и все остальные психические процессы ребенка в этой ситуации направлены не на производство, не на открытие нового знания, истины в процессе собственного интеллектуального труда школьника, а на механическое запоминание сказанного учителем или написанного в учебнике. Такой метод обучения называется репродуктивным (в настоящее время от него отказались во всех развитых странах). Что его характеризует? Здесь все спланировано заранее: набор школьных предметов, распределение их по годам обучения в школе, четвертям, неделям, дням и даже часам с минутами в пределах одного учебного дня, критерии оценки усилий учащихся, соотношение обучения и воспитания в школе и т. д. Если 200-100 лет назад он еще приносил какую-то пользу, то сегодня ничего, кроме огромного вреда для самого человека и для всей страны в целом, не приносит. Главный его вред в том, что он убивает проявление врожденного рефлекса «что такое?», столь характерное для ребенка стремление понять «почему?», проникнуть в суть предмета и увидеть его взаимосвязи с окружающей действительностью. Значит, он препятствует формированию целостной картины мира, без которой истинное творчество человека невозможно, более того, — Человек невозможен... Настало время поставить образование личности (другими словами — человеческого капитала).на первый план взамен передачи знаний, которые стремительно устаревают. Понятно, что репродуктивная методика обучения
производит в массовых масштабах не творцов своего будущего и будущего своей
страны, а «винтиков» в социальном механизме с на ШЕСТЬ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА Итак, полученный сертификат открывает проэкзаменованному путь в высшее образование. Постойте, а при этом проявилось внимание к таким основным элементам человеческого капитала, как: физическое здоровье, психическое здоровье, социальное здоровье, критическое мышление, творческая интуиция, совесть? Именно эти шесть параметров определяют качество человеческого капитала, удельный вес которого в прогрессивном развитии самого человека и страны составляет 95% (удельный вес непосредственно знаний — только 5%). Но именно эти параметры не формируются и безжалостно уничтожаются репродуктивной системой обучения не только в школах, но и в средних и высших учебных заведениях России. В Послании 29 июня 2010 г. о проекте государственного бюджета на 2011 г. Президент страны неслучайно назвал повышение качества человеческого капитала граждан России как одну из основных стратегических задач развития страны. Об этом же говорится и в выдвинутой в 2009 г. инициативе «Наша новая школа». Что же происходит, когда мы в школе развертываем научно-исследовательскую деятельность учащихся? К сожалению, мы, как правило, стараемся не трогать репродуктивную методику обучения, поскольку она задана «сверху». Нам проще и выгоднее предложить ребенку «костыль» в виде научно-исследовательской работы, хотя она в школе, как правило, таковой вовсе и не является — ни по целям, ни по задачам, ни по методам, ни по оборудованию, ни по обработке результатов, ни по решению возникающих методологических и философских задач. Может быть, это звучит слишком резко и вызывающе. Но мы просто хотим привлечь внимание всей образовательной общественности к проблеме, которая вопиет самым очевидным образом. Ее решение состоит не в том, чтобы наряду с «неприкасаемой» репродуктивной методикой обучения организовывать исследовательскую деятельность учащихся вне урока, а в том, чтобы во время урока и во всех классах — с I по XI — отказаться от репродуктивной методики в пользу продуктивной. Конечно, это в тысячу раз труднее, чем организовать эффектно смотрящиеся конкурсы, часто вызывающие слезы умиления у членов жюри. Но и задачи перед Россией сегодня стоят во много раз более сложные, чем десятки лет назад. А. В. Леонтович указывает на перспективность создания на базе учреждений дополнительного образования детей ресурсных центров, обладающих высоким потенциалом и ориентированных на функции методического сопровождения .исследовательской деятельности, которые в настоящий момент недостаточно востребованы в системе образования [2, с. 10]. Тем самым констатируется вытеснение учебно-исследовательской работы учащихся из стен общеобразовательной средней школы. По-видимому, как институт действительно будет создан еще один вид дополнительного образования учащихся, но не как часть обязательного образования, а самофинансируемый. Появится еще один вид специально оплачиваемых образовательных услуг из средств родителей или спонсоров. Можно предположить, что этот вид новых платных образовательных услуг будет весьма востребованным. Аналогичная ситуация складывается в средней школе и с игрой. Она все больше вытесняется с урока в кружки и секции дополнительного образования. А там, образно говоря, ее уже поджидает коммерциализация. Учитывая скудность финансирования образования в нашей стране (по сравнению с развитыми странами), можно уверенно предположить, что все виды дополнительных образовательных услуг, выходящие за рамки обязательных школьных программ, будут переведены на самофинансирование. С экономической точки зрения в современных обстоятельствах это может рассматриваться как вынужденная необходимость. Но исключение из учебно-воспитательного процесса средней общеобразовательной школы таких абсолютно необходимых компонентов воспитания нормальной творческой личности, как игра и исследовательская деятельность, по своим последствиям катастрофично для страны. Поэтому правильное направление мышления состоит не только в продумывании того, как совершенствовать учебно-исследовательскую ; деятельность или игру за пределами урока, а прежде всего — как надежно и навсегда, за деньги налогоплательщика «поселить» их внутри самого урока. К этому должны быть направлены усилия современной педагогической науки. Для реализации в массовой практике такого подхода потребуется соответствующая подготовка будущих учителей в педагогических колледжах, институтах и университетах. А это, кстати, тоже стоит денег, причем — значительных. По мнению А. В. Леонтовича, необходимо формировать новый профессионализм учителя — бипрофессионального руководителя исследовательской работы школьников. Такой руководитель является педагогом-профессионалом, владеющим методами учебной и воспитательной работы со школьниками, знаниями в области возрастной психологии и одновременно в предметной области выполнения исследований, опытом собственной научно-исследовательской деятельности в русле культурно-профессиональных традиций соответствующего научного сообщества [2, с. 21]. Обосновывая актуальность развития учебно-исследовательской деятельности, директор московского лицея № 1553 О. Д. Калачихина, указывает на реальную опасность «конкуренции» педагогов за детские души, значительной психологической и интеллектуальной перегрузки ребенка из-за множества концепций и педагогических доктрин, используемых учителями. По ее мнению, с которым мы солидарны, школа должна осознать необходимость целостной образовательной концепции по отношению к данной личности, обеспечить единство целей и задач. Необходима единая система, платформа, на которой будет выстроен образовательный процесс школы в целом. Эту идею еще более категорично развивает А. В. Леонтович, являясь научным руководителем лицея. По его мнению, главными звеньями при проектировании внутренней образовательной среды являются ее компоненты. Их перечень задается основными положениями модели организации исследовательской деятельности. Успешный опыт деятельности лицея, основанный на исследовательской деятельности учащихся как единой концептуальной платформе, дает возможность построения индивидуальной образовательной траектории для каждого учащегося и облегчает изменение ее направления при смене образовательных приоритетов и мотиваций учащегося [2, с. 22-23]. Способы реализации исследовательской деятельности определяются ее над- предметным характером и укладом работы школы (уроки, дополнительное образование, выезды и др.). Этим же определяются принципы подачи предметного материала, формы и методы деятельности, пути обретения культурных ценностей учащимися. Глубокая интеграция компонентов при проектировании образовательной среды (или микрокосма лицея) определяет качественные изменения в самой внутренней среде, основными компонентами которой являются: уроки-исследования и циклы исследовательских уроков, в процессе которых используется учебное исследование; учебно-исследовательские специализации; внеурочная деятельность; курс «Методология научных исследований»; реализация индивидуального плана выполнения исследовательской работы [2, с. 30-32]. Но вновь спросим: а где же здесь компоненты, обеспечивающие все виды здоровья ученика, развитие его не только формально-логического, но и творческого интеллекта, социальной ответственности (совести)? Эти, самые главные, на наш взгляд, целевые ориентиры национальной системы общего среднего образования в предлагаемой концепции даже не упоминаются. Приверженность к собственным доктринам похвальна. Люди науки просто обязаны разрабатывать, выдвигать и отстаивать собственные идеи. В то же время делать это необходимо с учетом принятых в обществе целей, задач и принципов функционирования национальной системы образования. К сожалению, именно цели, задачи и принципы образовательной системы в постсоветской России не были четко сформулированы ни в Конституции страны, ни в Законе «Об образовании». Подрастающее молодое поколение должно достойно сменять уходящие старшие поколения. Национальная система образования в структуре современного общества является одной из трех основных сфер жизнедеятельности, составляющих неразрывную систему, или основной жизненный цикл общества (ОЖЦО) [5]: народонаселение, народное образование, народное хозяйство. В своем стратегическом и тактическом планировании система народного образования каждого субъекта Федерации должна постоянно подстраиваться к этой системе по своим делям, задачам, содержанию и результатам. Теперь уже совершенно очевидным образом определился компонент, по которому должно происходить согласование всех сфер народно-хозяйственно-образовательного комплекса: стратегической задачей в развитии страны является повышение качества человеческого и совокупного социального капитала. В этом случае нам, работникам образования, необходимо делать все для достижения этой цели. УЧАСТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И КАПИТАЛА В ОЖЦО Особенностью человеческого капитала является то, что сначала он возникает как человеческий потенциал во всех своих вышеназванных шести компонентах и лишь через процесс капитализации может выйти на три основных рынка труда современного общества: семейный, образовательный и народнохозяйственный. Формируется человеческий потенциал и капитализируется в течение всего дошкольного и школьного детства. Если средней общеобразовательной школе удалось превратить своих выпускников во владельцев значительного — по меркам данного конкретного социума — человеческого капитала, значит, она справилась с поставленной налогоплательщиками задачей. Если не удалось, значит, школа плохая, не соответствует поставленным перед ней обществом задачам и должна быть закрыта или преобразована [4]. Вывод. Миссией образования должно стать обеспечение гарантированно успешного вхождения молодого человека в жизненный цикл общества. Для достижения этой цели и требуется в первую очередь развитие его человеческого капитала через совершенствование образовательного пространства каждого образовательного учреждения. При этом важную роль в повышении качества человеческого и социального потенциала и капитала учащихся может и должна сыграть учебно-исследовательская деятельность в школе, организованная с учетом всех современных требований. 1. Исследовательская деятельность учащихся: Научно-методический сборник в двух томах / Под общ. ред. А. С. Обухова. — Т. 2: Практика организации. — М.: Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь», 2007. — 495 с. 2. Городская экспериментальная площадка «Разработка модели образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся» / Серия: Экспериментальная и инновационная деятельность образовательных учреждений Москвы. — М.: Центр «Школьная книга», 2008. — 736 с. 3. Зыков М. Б. О формировании и развитии человеческого капитала// Школа как институт строительства страны против школы «голой учебы»: Сборник. — М.: Народное образование, 2011. — С. 5-13. 4. Зыков М. Б. Формирование и развитие всесторонне развитой личности (человеческого и социального капитала) как цель национальной системы образования. — М.: ФИ- РО, 2008. — 72 с. 5. Региональные ресурсы развития куль- турно-образовательной среды — ведущее условие самореализации личности: Сб. материалов Междунар. науч.-практ. конфер. 11-13 апреля 2011 г., г. Смоленск. — Смоленск: ГАУ ДПОС «СОИРО», 2011. — 344 с.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, образовательный стандарт нового поколения, развитие способностей к исследовательской деятельности, научно- практическое образование, современное образовательное пространство М. Б. Зыков, кандидат философских наук, профессор кафедры философии и молодежной политики Елецкого государственного университета им. И.А. БунинаН. Р. Сабанина, музейный педагог, НОУ «Интеллект», г. Москва E-mail: myzeinatali@mail.ru Воспитание школьников. - 2012. - №6. С.16-22.
| |
|
Всего комментариев: 1 | ||
| ||