Главная » 2013 » Октябрь » 25 » Дополнительное образование и внеурочная деятельность: проблемы взаимодействия и интеграции
09:21
Дополнительное образование и внеурочная деятельность: проблемы взаимодействия и интеграции
 В общении людей, так или иначе участвую­щих в образовательном процессе (родители, учителя, учащиеся, ученые, методисты, чи­новники от образования), всплывают, потом пропадают и снова всплывают отдельные слова, словосочетания и даже фразы. Каж­дый новый виток преобразований воспита­ния и обучения запускает новую волну поня­тий. Преобразования последних лет и введе­ние нового стандарта образования заставили вспомнить такой термин, как «внеурочная деятельность». ""Сам по себе подход, когда определение строится от противного, далек от совершенства. Тем не менее, монополизм школы, учебности и урока породил такие по­нятия, как «внешкольное воспитание», «внеучебные занятия», «внеурочная деятельность». Недостаток определения от противного состо­ит еще и в том, что если школа, учеба и урок очерчены в сознании достаточно четко, то их антиподы имеют весьма аморфные очер­тания, включающие разнородные явления и объекты.

Но вернемся к людям, причастным к об­разованию в силу профессионального или родительского выбора. Так вот, в их головах, за очень небольшим исключением, никак не укладываются некоторые слова и словосоче­тания последних двух десятков лет, например весьма распространенное — «дополнительное образование детей».

Опираясь на существующие документы и собственные размышления, попробуем разо­браться в проблеме. Возвращение в лексикон словосочетания «внеурочная деятельность» (в школьном обиходе «внеурочка») связано с но­выми образовательными стандартами для общеобразовательной школы. В соответствии с Федеральным государственным образова­тельным стандартом (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образова­тельным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Авторы замечательного пособия «Внеурочная деятельность: методи­ческий конструктор» Д. В. Григорьев и П. В. Степанов дают ей следующее определение: «Внеурочная деятель­ность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кро­ме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и со­циализации». Другими словами, вне­урочная деятельность — это система занятий школьника, где педагогами решаются задачи воспитания. Ко­нечно, в идеале из этих отдельных занятий, формализованных во благо их выделения—оформления, должна получиться целостная общественная жизнь ученика в школе, интересная, насыщенная.

Понятно, что узаконить школьное воспитание, выделив его как отдель­ную сферу (отдельная работа предпо­лагает отдельную оплату), можно бы­ло только в рамках образовательной программы. Здесь хотя и небезнадеж­но, но все же в очередной раз возника­ет ситуация, когда слова мстят. В со­знании многих людей слово «образова­ние» магически запрограммировано на обучение, а содержание образова­ния по традиции воспринимается как знания, умения и навыки, которым учат. Отсюда произрастают два боль­ших различия: между названием «вне­урочная» и ассоциацией этой внеурочки как части образования—обучения, и различие между воспитательной сущностью, закладываемой разработ­чиками, и ее прочтением теми, кто осуществляет массовую практику. (Иллюстрирует вышесказанное такая история: в одном очень хорошем лицее внеурочную деятельность организуют как уроки шахмат, фактически заме­нив дополнительным образованием, но об этом позже.)

 

О ФИНАНСИРОВАНИИ, И НЕ ТОЛЬКО

По отношению к внеурочной дея­тельности позиция государства не­сколько раз менялась. Идеолог новых стандартов А. М. Кондаков в одном из выступлений прямо сказал, что введе­ние внеурочной деятельности и опла­ты за ее организацию было призвано повысить зарплату учителей началь­ных классов. Поэтому первоначально внеурочка была включена в инвари­антную часть стандарта, а, следова­тельно, расходы брал, на себя феде­ральный центр. Однако внеурочную деятельность отправили в вариатив­ную часть стандарта, а ответствен­ность за финансирование возложили на субъектов Федерации. Вот тут все и началось. Вследствие неравномер­ности финансовых возможностей рос­сийских регионов возникло разное от­ношение к финансовому обеспечению внеурочной части стандарта. Условно можно выделить три группы регио­нов. Первые (регионы-доноры) в сло­жившейся ситуации объявили, что го­товы профинансировать внеурочную деятельность в полном объеме — 10 часов (как и предусматривает ФГОС). Вторые (менее состоятельные или более экономные субъекты) провоз­гласили частичное финансирование из своих бюджетов (скажем, 5 или 6 часов), остальную часть средств при­званы были найти муниципалитеты и сами образовательные учреждения. И. наконец, третьи (дотационные ре­гионы), не имея свободных средств, полностью передали решение этого вопроса школам и муниципальным органам управления образования.

Там, где введение внеурочки пред­полагает финансовые вливания, шко­лы не видят большой необходимости с кем-либо делиться. При этом ситуа­ция зачастую связана с тем, что суще­ствующие в образовательном учреж­дении программы дополнительного образования перелицовываются под внеурочку. Понятно, как в примере с шахматами, степень перелицевания может существенно отличаться — от смены названия и формального ста­туса программы до серьезной перера­ботки.

Однако многие небогатые россий­ские муниципалитеты, внимательно посмотрев в свои бюджеты, всерьез при­задумались над тем, как обеспечить финансирование внеурочной деятель­ности. В качестве варианта решения проблемы возникла идея об исполь­зовании возможностей учреждений дополнительного образования детей (ДОД). Более того, сами учреждения вспомнили про ресурсный потенциал внеурочного элемента ФГОСов. Расчет был таков: стандарт — вещь практиче­ски священная, а если взять да и вклю­читься в его реализацию, можно лиш­ний раз доказать свое значение для всей системы образования, если уж не припасть к финансовому ручейку, обе­спечивающему государственные стан­дарты. Некоторые муниципалитеты издали распоряжения, в которых:

  обязали учреждения ДОД под­готовить предложения о программах внеурочной деятельности {мои сооб­ражения: в основу некоторых следо­вало бы положить имеющиеся допол­нительные образовательные програм­мы);

   закрепили за каждым учреж­дением ДОД перечень школ, которые будут обслуживаться в сфере внеурочки;

   поручили заключить договоры между учреждениями общего и до­полнительного образования.

Внешкольники сформулировали предложения, школы выбрали, но при внимательном изучении вопроса на­шлись непреодолимые препятствия. Как осознали вдумчивые руководи­тели внешкольных образовательных учреждений, переход на реализацию программ внеурочной деятельности несет учреждениям дополнительного образования опасность упрощения со­держания образования в них.

Внеурочная деятельность име­ет в своей основе задачи воспитания, в узком смысле — мотивационно-ценностный аспект вхождения ученика в сферу социальных отношений. Ав­торы концепции внеурочной деятель­ности так обозначают педагогические результаты:

  приобретение школьником соци­ального знания (знания об обществен­ных нормах, об устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. д.);

получение школьником опыта переживания и позитивного отноше­ния к базовым ценностям общества;

получение школьником опыта самостоятельного общественного дей­ствия.

Дополнительное образование предполагает включение ребенка в те или иные виды предметной дея­тельности для развития мотивации к познанию и творчеству. Для допол­нительного образования освоение предметного содержания самоценно (для воспитанника эти занятия могут стать прообразом профессии или хоб­би), а для внеурочной деятельности предметность средственна.

Воспользуемся иллюстрацией. Теа­тром с учащимися можно заниматься как в рамках дополнительной образо­вательной программы, так и в системе внеурочной деятельности. Различия состоят в целях, акцентах при отборе содержания, форм и способов органи­зации занятий. Во внеурочной дея­тельности школьный театр является средством знакомства с социальным взаимодействием: играя роли, уча­щиеся лучше понимают, как общают­ся люди как субъекты общественных отношений, каковы способы решения коммуникативных задач. Как объеди­нение дополнительного образования школьный театр в большей степени ориентирован на знакомство с теа­тральным искусством, дает возмож­ность попробовать себя в качестве актера, режиссера, декоратора, гримеpa и т.д. Конечно, между ними есть и общее, что объединяет по-разному позиционированные школьные теа­тры — эмоциональное и коммуника­тивное развитие воспитанника, обще­культурное просвещение, содействие раскрепощению.

ЛУКАВЫЕ, ПОТОМУ ЧТО БЕДНЫЕ?

 

Это промысел божий такие дела,

Жить не так, как другие, негоже.

Научи меня, боже, чтоб лукавить могла,

Научи, научи, научи меня тоже.

В. Долина

Однако тенденция упрощения ока­залась не самой опасной. В качестве серьезной преграды выступила суще­ствующая нормативно-правовая база. Представим, что учреждения ДОД до­говорились со школой и начали реализовывать программы внеурочной деятельности, и тут стоп! Если внеу­рочная деятельность — часть общеоб­разовательной программы, то у внеш­кольников должна быть лицензия на общеобразовательную деятельность. А лицензий у подавляющего большин­ства учреждений ДОД нет, у них — ли­цензия только на свои, дополнитель­ные образовательные программы. Поэтому при всем желании муници­палитеты не могут заставить внеш­кольные учреждения реализовывать программы внеурочной деятельности в школах. Школы, конечно, могут при­нимать на работу педагогов допобразования, но тогда им надо платить, а вся задумка была в экономии.

Большинство школ из небогатых регионов, оставшись один на один с необходимостью выполнять ФГОСы, обязали учителей начальных классов, учителей физкультуры, изо, музыки, школьных педагогов дополнительно­го образования проводить внеурочную деятельность с первоклассниками (теми, кто 2011/12 учебный год учится по новым стандартам). Администра­ции школ тратят на финансирование внеурочки свой надтарифный фонд, стимулирующие надбавки, урезая возможности материального стиму­лирования работников. Пока система заработала только в первых классах и расходы можно сопоставить с воз­можностями муниципальных обще­образовательных учреждений, но ког­да по ФГОСам будут учиться вторые, а потом третьи классы, денег может не хватить...

Существует лукавый сценарий на грани фола — принять решение о том, чтобы засчитывать образовательный результат, полученный школьником в учреждениях ДОД, за результат вне­урочной деятельности. То есть при­нять решение считать коровье молоко козьим. Конечно, этот лукавый сцена­рий многих выручит.

Школа. Требования ФГОС юриди­чески будут реализованы, школьник получит необходимый объем вне­урочных занятий, без существенных затрат из школьного фонда. Школы, не имеющие материальной базы для реализации программ внеурочной де­ятельности, вздохнут с облегчением. Придется, правда, вести достаточно сложную «бухгалтерию» учета заня­тости каждого ученика, возрастет бю­рократия.

Учреждения ДОД. Школа обеспе­чит посещение школьниками занятий в кружках, студиях, секциях, клубах и т. д., то есть будет наполняемость, и педагогам может стать чуть полегче удерживать детей.

Школьники. Образовательные учреждения активнее возьмутся за занятость учащихся, усилится кон­троль, может пострадать доброволь­ность. Возможно, удастся не увели­чить перегрузку учащихся.

Родители. Родители, озабоченные развитием и образованием своего ре­бенка, теперь будут фактически реа­лизовывать Федеральный стандарт, преодолевая организационные на­кладки централизованных внеуроч­ных/внешкольных занятий. Родите­ли, заинтересованные присмотром за детьми в период своей работы, будут менее довольны: спокойнее, когда ре­бенок находится в здании школы («ку­да привели утром, оттуда и забрали ве­чером»). Родители, которым все равно, особого различия не почувствуют.

Главный минус лукавого сценария состоит в подмене: хотели интересную жизнь в школе, а получили занятия в учреждениях дополнительного об­разования. Но тенденция полной по­беды обучения над школьной жизнью становится все ощутимей. Из жизни школы уходят новогодние елки, вме­сто них учеников младших классов отводят в соседний центр дополни­тельного образования, музыкальное училище, а подростков и старшекласс­ников — в молодежный клуб, где наня­тые за плату студенты или взрослые проводят анимационные мероприя­тия. Как отнестись к тому, что таин­ство школьной елки с царственными старшеклассниками, инициативными учениками средних классов и только- только посвящаемыми малышами уходит в прошлое? Школьная жизнь учащегося и потребление им анимаци­онной услуги — две большие разницы. Для начала осознаем различия.

Б. В. Куприянов,

доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой теории и истории педагогики Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова, г. Кострома E-mail: boriskuprianoff2010@ yandex.ru

Просмотров: 11266 | Добавил: bandun | Теги: финансирование, дополнительное образование, урочная и внеурочная деятельность, школа, новые стандарты образования | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
3 propasportLaw  
0
Загранпаспорт новослободская 45 график работы
-Узнай как. Официально и быстро. Набери pr0pasp0rt

2 propasportLaw  
0
Загранпаспорт 73 серии
-Узнай как. Официально и быстро. Набери ПРОПАСПОРТ

1 FishLop  
0
РЫБНАЯ ИМПЕРИЯ - проверенная игра с выводом денег. Запуск игры 31.03.2014.

Для ознакомления кликните по ссылке: http://fish-empire.net/

Наши Отличия: Доступная статистика - Вы всегда будете в курсе о реальном обороте золота в системе. В игре нет никаких ограничений для продажи золота.

Выгодные условия - Вы можете многократно приумножить свои вклады. Мы обещаем от 30% до 100% в месяц.

Увеличение капитала проекта - за счет выделения денег на рекламу и привлечения в игру новых участников - участниками, участвующих по партнерской програме. Быстрая помощь на приветном форуме. Не забываемая среда и ещё куча разных особенностей.

О проекте: РЫБНАЯ ИМПЕРИЯ - проверенная игра с выводом денег. Войдите в атмосферу экономической онлайн игры и возведите свою Рыбную Империю, которая всегда будет давать Вам реальные деньги.

В данной игре Вам предстоит покупать различных рыб. Любая рыба мечет икру, которую можно обменять на золото. Золото можно обменять за реальные средства и снять из игры на свои электронные счета.

Любые рыбы мечут условное кол-во икры, чем они дороже, тем икры мечут больше. Вы можете покупать любое их кол-во, у рыб нет срока годности, они никуда не денутся и будут метать Вам икру всегда. Сбор икры происходит без потерь и препятствий по срокам.

Начни Играть: Начать играть можно без затрат. При регистрации мы дарим Всем Щуку. Каждый день бонусы, лотерея, конкурсы, акции. Так же есть реферальная програма. Приглашайте в систему своих друзей и родных.

За каждое пополнение счета рефералами, Вы будете иметь 30% от суммы их вложений. Автоматический ввод в игру и вывод денег на Ваш электронный счет. Мизерная минималка на Payeer, всего 3 RUB. Ваша Рыбная Империя будет давать средства стабильно.

Курс игрового инвентаря: 100 гр. икры = 1 гр. золота. 100 гр. золота = 1 RUB.

Рыбы-------------------Стоимость----------------Доход в день-----------Окупаемость
Щука--------------------90 RUB--------------------1 RUB--------------------90 дней
Минтай-----------------270 RUB------------------3,6 RUB--------------------75 дней
Лосось-----------------810 RUB------------------13,5 RUB-------------------60 дней
Осетр------------------2430 RUB-----------------54 RUB---------------------45 дней
Белуга-----------------7290 RUB-----------------243 RUB--------------------30 дней

Имя *:
Email *:
Код *: