09:21 Дополнительное образование и внеурочная деятельность: проблемы взаимодействия и интеграции | |
В
общении людей, так или иначе участвующих в образовательном процессе (родители,
учителя, учащиеся, ученые, методисты, чиновники от образования), всплывают, потом
пропадают и снова всплывают отдельные слова, словосочетания и даже фразы. Каждый
новый виток преобразований воспитания и обучения запускает новую волну понятий.
Преобразования последних лет и введение нового стандарта образования заставили
вспомнить такой термин, как «внеурочная деятельность». ""Сам по себе подход,
когда определение строится от противного, далек от совершенства. Тем не менее,
монополизм школы, учебности и урока породил такие понятия, как «внешкольное
воспитание», «внеучебные занятия», «внеурочная деятельность». Недостаток
определения от противного состоит еще и в том, что если школа, учеба и урок
очерчены в сознании достаточно четко, то их антиподы имеют весьма аморфные очертания,
включающие разнородные явления и объекты.
Но вернемся к людям, причастным к образованию в силу профессионального или родительского выбора. Так вот, в их головах, за очень небольшим исключением, никак не укладываются некоторые слова и словосочетания последних двух десятков лет, например весьма распространенное — «дополнительное образование детей». Опираясь на существующие документы и собственные размышления, попробуем разобраться в проблеме. Возвращение в лексикон словосочетания «внеурочная деятельность» (в школьном обиходе «внеурочка») связано с новыми образовательными стандартами для общеобразовательной школы. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. Авторы замечательного пособия «Внеурочная деятельность: методический конструктор» Д. В. Григорьев и П. В. Степанов дают ей следующее определение: «Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации». Другими словами, внеурочная деятельность — это система занятий школьника, где педагогами решаются задачи воспитания. Конечно, в идеале из этих отдельных занятий, формализованных во благо их выделения—оформления, должна получиться целостная общественная жизнь ученика в школе, интересная, насыщенная. Понятно, что узаконить школьное воспитание, выделив его как отдельную сферу (отдельная работа предполагает отдельную оплату), можно было только в рамках образовательной программы. Здесь хотя и небезнадежно, но все же в очередной раз возникает ситуация, когда слова мстят. В сознании многих людей слово «образование» магически запрограммировано на обучение, а содержание образования по традиции воспринимается как знания, умения и навыки, которым учат. Отсюда произрастают два больших различия: между названием «внеурочная» и ассоциацией этой внеурочки как части образования—обучения, и различие между воспитательной сущностью, закладываемой разработчиками, и ее прочтением теми, кто осуществляет массовую практику. (Иллюстрирует вышесказанное такая история: в одном очень хорошем лицее внеурочную деятельность организуют как уроки шахмат, фактически заменив дополнительным образованием, но об этом позже.)
По отношению к внеурочной деятельности позиция государства несколько раз менялась. Идеолог новых стандартов А. М. Кондаков в одном из выступлений прямо сказал, что введение внеурочной деятельности и оплаты за ее организацию было призвано повысить зарплату учителей начальных классов. Поэтому первоначально внеурочка была включена в инвариантную часть стандарта, а, следовательно, расходы брал, на себя федеральный центр. Однако внеурочную деятельность отправили в вариативную часть стандарта, а ответственность за финансирование возложили на субъектов Федерации. Вот тут все и началось. Вследствие неравномерности финансовых возможностей российских регионов возникло разное отношение к финансовому обеспечению внеурочной части стандарта. Условно можно выделить три группы регионов. Первые (регионы-доноры) в сложившейся ситуации объявили, что готовы профинансировать внеурочную деятельность в полном объеме — 10 часов (как и предусматривает ФГОС). Вторые (менее состоятельные или более экономные субъекты) провозгласили частичное финансирование из своих бюджетов (скажем, 5 или 6 часов), остальную часть средств призваны были найти муниципалитеты и сами образовательные учреждения. И. наконец, третьи (дотационные регионы), не имея свободных средств, полностью передали решение этого вопроса школам и муниципальным органам управления образования. Там, где введение внеурочки предполагает финансовые вливания, школы не видят большой необходимости с кем-либо делиться. При этом ситуация зачастую связана с тем, что существующие в образовательном учреждении программы дополнительного образования перелицовываются под внеурочку. Понятно, как в примере с шахматами, степень перелицевания может существенно отличаться — от смены названия и формального статуса программы до серьезной переработки. Однако многие небогатые российские муниципалитеты, внимательно посмотрев в свои бюджеты, всерьез призадумались над тем, как обеспечить финансирование внеурочной деятельности. В качестве варианта решения проблемы возникла идея об использовании возможностей учреждений дополнительного образования детей (ДОД). Более того, сами учреждения вспомнили про ресурсный потенциал внеурочного элемента ФГОСов. Расчет был таков: стандарт — вещь практически священная, а если взять да и включиться в его реализацию, можно лишний раз доказать свое значение для всей системы образования, если уж не припасть к финансовому ручейку, обеспечивающему государственные стандарты. Некоторые муниципалитеты издали распоряжения, в которых: — обязали учреждения ДОД подготовить предложения о программах внеурочной деятельности {мои соображения: в основу некоторых следовало бы положить имеющиеся дополнительные образовательные программы); — закрепили за каждым учреждением ДОД перечень школ, которые будут обслуживаться в сфере внеурочки; — поручили заключить договоры между учреждениями общего и дополнительного образования. Внешкольники сформулировали предложения, школы выбрали, но при внимательном изучении вопроса нашлись непреодолимые препятствия. Как осознали вдумчивые руководители внешкольных образовательных учреждений, переход на реализацию программ внеурочной деятельности несет учреждениям дополнительного образования опасность упрощения содержания образования в них. Внеурочная деятельность имеет в своей основе задачи воспитания, в узком смысле — мотивационно-ценностный аспект вхождения ученика в сферу социальных отношений. Авторы концепции внеурочной деятельности так обозначают педагогические результаты: — приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. д.); — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества; — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Дополнительное образование предполагает включение ребенка в те или иные виды предметной деятельности для развития мотивации к познанию и творчеству. Для дополнительного образования освоение предметного содержания самоценно (для воспитанника эти занятия могут стать прообразом профессии или хобби), а для внеурочной деятельности предметность средственна. Воспользуемся иллюстрацией. Театром с учащимися можно заниматься как в рамках дополнительной образовательной программы, так и в системе внеурочной деятельности. Различия состоят в целях, акцентах при отборе содержания, форм и способов организации занятий. Во внеурочной деятельности школьный театр является средством знакомства с социальным взаимодействием: играя роли, учащиеся лучше понимают, как общаются люди как субъекты общественных отношений, каковы способы решения коммуникативных задач. Как объединение дополнительного образования школьный театр в большей степени ориентирован на знакомство с театральным искусством, дает возможность попробовать себя в качестве актера, режиссера, декоратора, гримеpa и т.д. Конечно, между ними есть и общее, что объединяет по-разному позиционированные школьные театры — эмоциональное и коммуникативное развитие воспитанника, общекультурное просвещение, содействие раскрепощению.
Это промысел божий — такие дела, Жить не так, как другие, негоже. Научи меня, боже, чтоб лукавить могла, Научи, научи, научи меня тоже. В. Долина Однако тенденция упрощения оказалась не самой опасной. В качестве серьезной преграды выступила существующая нормативно-правовая база. Представим, что учреждения ДОД договорились со школой и начали реализовывать программы внеурочной деятельности, и тут стоп! Если внеурочная деятельность — часть общеобразовательной программы, то у внешкольников должна быть лицензия на общеобразовательную деятельность. А лицензий у подавляющего большинства учреждений ДОД нет, у них — лицензия только на свои, дополнительные образовательные программы. Поэтому при всем желании муниципалитеты не могут заставить внешкольные учреждения реализовывать программы внеурочной деятельности в школах. Школы, конечно, могут принимать на работу педагогов допобразования, но тогда им надо платить, а вся задумка была в экономии. Большинство школ из небогатых регионов, оставшись один на один с необходимостью выполнять ФГОСы, обязали учителей начальных классов, учителей физкультуры, изо, музыки, школьных педагогов дополнительного образования проводить внеурочную деятельность с первоклассниками (теми, кто 2011/12 учебный год учится по новым стандартам). Администрации школ тратят на финансирование внеурочки свой надтарифный фонд, стимулирующие надбавки, урезая возможности материального стимулирования работников. Пока система заработала только в первых классах и расходы можно сопоставить с возможностями муниципальных общеобразовательных учреждений, но когда по ФГОСам будут учиться вторые, а потом третьи классы, денег может не хватить... Существует лукавый сценарий на грани фола — принять решение о том, чтобы засчитывать образовательный результат, полученный школьником в учреждениях ДОД, за результат внеурочной деятельности. То есть принять решение считать коровье молоко козьим. Конечно, этот лукавый сценарий многих выручит. Школа. Требования ФГОС юридически будут реализованы, школьник получит необходимый объем внеурочных занятий, без существенных затрат из школьного фонда. Школы, не имеющие материальной базы для реализации программ внеурочной деятельности, вздохнут с облегчением. Придется, правда, вести достаточно сложную «бухгалтерию» учета занятости каждого ученика, возрастет бюрократия. Учреждения ДОД. Школа обеспечит посещение школьниками занятий в кружках, студиях, секциях, клубах и т. д., то есть будет наполняемость, и педагогам может стать чуть полегче удерживать детей. Школьники. Образовательные учреждения активнее возьмутся за занятость учащихся, усилится контроль, может пострадать добровольность. Возможно, удастся не увеличить перегрузку учащихся. Родители. Родители, озабоченные развитием и образованием своего ребенка, теперь будут фактически реализовывать Федеральный стандарт, преодолевая организационные накладки централизованных внеурочных/внешкольных занятий. Родители, заинтересованные присмотром за детьми в период своей работы, будут менее довольны: спокойнее, когда ребенок находится в здании школы («куда привели утром, оттуда и забрали вечером»). Родители, которым все равно, особого различия не почувствуют. Главный минус лукавого сценария состоит в подмене: хотели интересную жизнь в школе, а получили занятия в учреждениях дополнительного образования. Но тенденция полной победы обучения над школьной жизнью становится все ощутимей. Из жизни школы уходят новогодние елки, вместо них учеников младших классов отводят в соседний центр дополнительного образования, музыкальное училище, а подростков и старшеклассников — в молодежный клуб, где нанятые за плату студенты или взрослые проводят анимационные мероприятия. Как отнестись к тому, что таинство школьной елки с царственными старшеклассниками, инициативными учениками средних классов и только- только посвящаемыми малышами уходит в прошлое? Школьная жизнь учащегося и потребление им анимационной услуги — две большие разницы. Для начала осознаем различия. Б. В. Куприянов, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой теории и истории педагогики Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова, г. Кострома E-mail: boriskuprianoff2010@ yandex.ru | |
|
Всего комментариев: 9 | ||||||||||
| ||||||||||