Главная » 2011 » Ноябрь » 10 » внутришкольная система дополнительного образования детей
17:05
внутришкольная система дополнительного образования детей
Какие направленности есть в системе дополнительного образования детей? Как орга­низуются различные творческие объединения по интересам? Ответы на эти вопросы необходимо знать руководителям, планируя развитие внутришкольной системы допол­нительного образования.

С 1992 года в российском образовании начался посте­пенный процесс преобразования внешкольной работы в систему дополнительного образования детей. Закон Российской Федерации «Об образовании» утвердил но­вый правовой статус в отношении внешкольных учрежде­ний — дворцов и домов пионеров и школьников, станций юных техников, туристов, натуралистов, клубов по месту жительства и т.п. Они стали называться учреждениями дополнительного образования детей. Данные образо­вательные учреждения являются специализированными заведениями, созданными для оказания дополнительных образовательных услуг, организации содержательного до­суга ребят. Кроме того, дополнительное образование де­тей осуществляется и в других типах образовательных учреждений — дошкольных образовательных учрежде­ниях, общеобразовательных школах, гимназиях, лице­ях, колледжах.

Направленности дополнительного образования

Направления, по которым осуществляется дополнитель­ное образование детей, будь это специализированное учреждение дополнительного образования или общеоб­разовательная школа, соответствуют основным темати­ческим направленностям дополнительных образователь­ных программ (программ дополнительного образования детей).

Примерный перечень таких направленностей можно най­ти в «Требованиях к содержанию и оформлению образо­вательных программ дополнительного образования де­тей» (Письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 № 28-02-484/16). В соответствии с ними дополнительные образовательные программы могут иметь следующие на­правленности:

  научно-техническую;

  спортивно-техническую;

  физкультурно-спортивную;

  художественную;

  туристско-краеведческую;

  эколого-биологическую;

  военно-патриотическую;

  социально-педагогическую;

  естественно-научную;

  культурологическую;

  социально-экономическую и другие.

Приведенный перечень является открытым и может быть продолжен в соответствии с запросами детей и их роди­телей, а также возможностями учреждения, где осущест­вляется дополнительное образование.

Учебные группы в системе дополнительного образования

Образовательная деятельность в системе дополнительно­го образования детей осуществляется через различные творческие объединения по интересам (далее — объе­динения), отличающиеся своими задачами и спецификой деятельности. Это кружки, клубы, студии, секции, театры, школьные научные общества и многое другое.

Организация учебных групп

Основным способом организации деятельности детей яв­ляется их объединение в учебные группы,  то есть группы детей с общими интересами, обучающихся по единой об­разовательной программе в течение определенного вре­мени (учебного года, полугодия, четверти). В них могут заниматься обучающиеся от б до 18 лет. При этом каж­дый ребенок может заниматься в одной или нескольких группах.

Численный состав учебной группы определяется в зави­симости от возраста обучающихся, года обучения, спе­цифики деятельности данной группы, образовательной программы. Учебные группы создаются как для обучаю­щихся одного возраста, так и разных возрастов. Списоч­ный состав групп второго и последующих годов обучения утверждается в мае - августе. Учебными группами второго года обучения являются группы, в состав которых входит не менее 80% обучающихся первого года обучения.

Учитывая особенности и содержание работы учебной группы, исходя из педагогической целесообразности, пе­дагог может проводить занятия со всем составом творче­ского объединения, по группам или индивидуально, мо­жет вести индивидуальные занятия с детьми-инвалидами по месту жительства.

Цели, задачи и содержание деятельности учебных групп определяются на основе примерных образовательных программ или образовательных программ, самостоятельно разработанных педагогами. Программа реализуется через календарный учебный план занятий, который составляет­ся на весь период обучения. Обучающиеся, показавшие высокий уровень достижений и результатов, могут зани­маться по индивидуальным программам. Учебные группы могут создаваться как на весь учебный год, так и на конкретные сроки: месяц, четверть, полуго­дие. В период школьных каникул учебные группы работа­ют по специальному расписанию. При этом занятия могут быть перенесены на дневное время, проводиться на ба­зе других образовательных учреждений, организаций и предприятий с целью профориентации обучающихся.

В однопрофильных группах обучающиеся овладевают одним видом деятельности. Занятия в них ведет один педагог.

В двухпрофильныхучебных группах обучающиеся овла­девают одновременно двумя видами деятельности, при­чем второй вид деятельности является дополнением к основному. Занятия в таких группах могут проводить два педагога (каждый по своему направлению деятельности) или один педагог, являющийся специалистом по двум ви­дам деятельности.

Если занятия проводят два педагога, то необходимым условием организации работы является координация их деятельности: совместная разработка образовательных программ и учебных планов, составление расписания занятий, организация взаимопосещения учебных занятий, педагогический анализ результатов совместной работы. Двухпрофильные учебные группы создаются с целью при­обретения обучающимися дополнительных знаний и уме­ний, необходимых для совершенствования в основном виде деятельности, но могут быть созданы и по различ­ным направлениям, например: астрономия и вычислитель­ная техника, моделирование одежды и вычислительная техника, техническое моделирование и дизайн, шахматы и общефизическая подготовка.

В комплексных учебных группах обучающиеся овладе­вают одновременно тремя и более видами деятельности. Занятия проводят несколько педагогов, поэтому необ­ходимым условием организации такой группы являются совместное планирование, координация работы и ана­лиз деятельности.

Комплексные учебные группы создаются с целью знаком­ства обучающихся с различными областями знаний, нау­ки, техники, искусства для их самоопределения и выбо­ра вида деятельности для дальнейшего обучения, с целью достижения высоких творческих результатов в основном виде деятельности.

Комплексные учебные группы могут создаваться по раз­личным направлениям деятельности: например, по изо­бразительному искусству, когда обучающиеся одной учебной группы одновременно занимаются живописью, графикой, росписью по ткани, скульптурой. В комплекс­ных учебных группах для детей младшего возраста одно­временно проводятся занятия по развитию речи, матема­тике, движению под музыку, декоративно-прикладному творчеству.


 

Группы переменного состава организуются не на весь учебный год, а на более короткие сроки: месяц, учебную четверть (триместр) или полугодие. Такие группы могут создаваться на период школьных каникул, летом — на ба­зе лагерей с дневным пребыванием детей и в загородных лагерях школьников.

Учебные группы переменного состава создаются с це­лью осуществления начальной подготовки обучающих­ся, приобретения ими первоначальных знаний и умений по какому-либо виду деятельности, с целью проведения массового обучения школьников каким-либо навыкам, а также с целью организации их познавательного и по­лезного досуга. Такие группы могут создаваться для обу­чающихся групп продленного дня общеобразовательных школ и школ-интернатов. В этом случае педагогу-руково­дителю необходимо работать в тесном контакте с воспи­тателями групп продленного дня и с классными руково­дителями. Основными видами деятельности при создании учебных групп переменного состава являются: спортив­ная, туристская, игровая деятельность, декоративно-при­кладное творчество, например, группы по разучиванию познавательных, подвижных и народных игр, по изготов­лению изделий из бумаги и природного материала, по об­учению плаванию и т.д.

Сквозные учебные группы— это группы, в которых занимаются обучающиеся других коллективов данного учреждения или его подразделения. Занятия в таких груп­пах способствуют более глубокому и прочному овладению знаниями и умениями по основному виду деятельности. Например, обучающиеся учебных групп декоративно- прикладного творчества посещают занятия по изобра­зительному искусству, обучающиеся туристских групп и секций — занятия по экологии и т.п. В зависимости от образовательных целей и задач занятия в сквозных учебных группах могут проводиться как в разо­вом порядке, таки постоянно, с определенной периодичнос­тью. В начале учебного года педагог-руководитель сквозной учебной группы вместе с другими педагогами определяет периодичность занятий и составляет их расписание.

Учебные группы совместных занятий детей и родите­лей создаются с целью укрепления семьи, формирования общих интересов детей и родителей, организации семей­ного досуга, а также с целью развития детей, требующих повышенного внимания, индивидуальной помощи родите­лей в процессе обучения ребенка. Как правило, эти груп­пы создаются для совместного обучения детей младше­го и среднего возраста. Пример таких групп: творческие объединения «Мастерская игр», «Моделирование одеж­ды», «Вязание»,«Спортивная семья»,«Туристская семья», «Русский фольклор». Учебные группы совместных занятий детей и родителей создаются и по направлениям деятель­ности, связанным с приобретением умений и навыков, не­обходимых в быту: мастерская «Сделай сам»,«Комнатное цветоводство», «Кулинария и эстетика быта». В группах совместных занятий педагог регулярно прово­дит родительские собрания, индивидуальные собеседова­ния и консультации, анкетирование родителей. Учебно-исследовательские группы могут создаваться на основе договора с учебными и научно-исследователь­скими институтами, предприятиями, творческими орга­низациями.

Деятельность учебно-исследовательских групп осущест­вляется под руководством научных руководителей (кон­сультантов): ученых, преподавателей, специалистов. В таких группах занимаются обучающиеся старшего и среднего школьного возраста, студенты образователь­ных учреждений среднего профессионального образо­вания. Они выполняют поисковые, исследовательские, опытные, экспериментальные работы; осуществляют раз­работки новых и совершенствование созданных конструк­ций, моделей, приборов, технических устройств; изготав­ливают учебные пособия. Члены таких групп участвуют в выполнении заданий, являющихся частью научной ра­боты, проводимой в институтах, организациях, на пред­приятиях; они могут выполнять индивидуальные заказы и задания. В структуре учебно-исследовательских групп возможно создание творческих микрогрупп в зависи­мости от тематики и содержания работы. Члены таких групп могут участвовать в научно-практических конфе­ренциях, представляя на них доклады, рефераты, проек­ты, творческие отчеты, конструкции и приборы, изделия по результатам исследовательской, опытно-эксперимен­тальной работы; в муниципальных, региональных, всерос­сийских, международных олимпиадах, конкурсах, конфе­ренциях, выставках.

Во время школьных каникул обучающиеся таких групп направляются в профильные школы и лагеря, совместно со студентами и учеными участвуют в научно-исследова­тельских и поисковых экспедициях.

Виды творческих объединений в системе дополнительного образования

Учебная группа, в той или иной ее разновидности, явля­ется основным способом организации деятельности де­тей практически в любом из видов детских объедине­ний. Попытаемся дать краткую характеристику основных творческих объединений обучающихся в системе допол­нительного образования детей, применимых к условиям общеобразовательных школ.

Одним из традиционных видов творческих объедине­ний детей является кружок. Кружок — это среда обще­ния и совместной деятельности обучающихся, объедине­ние детей по интересам, занятия в котором способствуют решению воспитательных задач, формированию знаний, умений и навыков в конкретной деятельности. Во внешкольных учреждениях прошлых лет он был основ­ной формой объединения детей. В системе современного дополнительного образования детей кружки также про­должают существовать, но являются при этом одной из самых простых форм организации деятельности детей. Сегодня кружок может существовать как начальный этап в реализации образовательной программы, на заняти­ях которого обучающиеся могут попробовать свои силы и возможности, проверить правильность выбора направ­ления деятельности.

Класс в системе дополнительного образования детей это группа обучающихся (обычно одного возраста), за­нимающихся по одной образовательной программе, или учебный коллектив изучающих определенный предмет, например, класс вокала, рояля, балета, живописи.

Секция — детское творческое объединение с определен­ной специализацией, обычно спортивной, существующее в составе учреждения дополнительного образования де­тей или общеобразовательной школы. Секция создается с целью развития способностей воспитанников, выяв­ления наиболее талантливых детей в области конкрет­ного вида спортивной деятельности. Например, секция спортивного клуба, шахматная секция, секция по плава­нию, секция художественной гимнастики детской спор­тивной школы.

Студиятворческий коллектив, объединенный об­щими задачами, ценностями совместной деятельности, а также характером межличностных отношений, в кото­ром организованы занятия по усвоению коллективных действий и умений. Это своего рода мастерская для под­готовки обучающихся, специализирующихся в различ­ных областях искусства и спорта: артистов, художников, скульпторов, литераторов, спортсменов. Студия создает­ся с целью развития художественных и иных творческих способностей обучающихся, выявления ранней одарен­ности детей. В студии учебные занятия сочетаются с твор­ческой практикой. Специфика обучения в студии заклю­чается в сочетании:

• учебных, экспериментальных (поиск эффективных методик развития творческих способностей, изуче­ние и использование новых приемов в искусстве), практических и производственных (показ спектаклей, оформление выставок, выпуск рукописных и печатных изданий, реализация изделий) задач;

• индивидуальных, групповых и коллективных форм организации занятий. В деятельности студии преобладает самостоятельная ра­бота обучающихся под руководством педагога и с его по­мощью.

Оркестр — группа музыкантов, обучающихся совместно­му исполнению музыкальных произведений на различных инструментах: детский оркестр народных инструментов, детский духовой оркестр и т.п.

Ансамбль — исполнительский коллектив или неболь­шая группа исполнителей художественных произведе­ний (музыкальных, хореографических и др.), выступаю­щих как единый художественный коллектив. В учебном процессе в ансамбле сочетаются групповые и индивиду­альные формы обучения. Это могут быть ансамбль песни и танца, народных инструментов, спортивного танца, во­кально-инструментальный ансамбль.

Театр— творческий коллектив, объединение, которое организует свою деятельность в комплексе самых раз­нообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности. Обычно в театре су­ществует разделение труда по видам деятельности в за­висимости от индивидуальных способностей членов коллектива, который создается для совместного художе­ственного действия на сцене. Например, детский эстрад­ный театр песни «Серебряный колокольчик», театр моды «Конфетти» и пр.

Клуб — объединение обучающихся с общими интере­сами, созданное для проведения совместных занятий и совместного досуга с целью разностороннего развития. Клуб ориентирован на массовое привлечение школьни­ков к конкретному виду деятельности: клуб космонавти­ки, клуб моряков, книголюбов, туристский клуб. В клубе занимаются обучающиеся разного возраста, объеди­ненные в секции или учебные группы. Члены клуба мо­гут заниматься в одной или нескольких секциях (учеб­ных группах).

Клуб работает на основе положения (устава), которое утверждается общим собранием его членов. Устав клу­ба это документ, в котором указываются: наиме­нование клуба и его местонахождение (юридический и фактический адрес), статус, тип клуба, учредитель, це­ли образовательного процесса, типы и виды реализуе­мых образовательных и культурно-досуговых программ, основные характеристики организации деятельности, по­рядок приема и порядок отчисления членов, режим засе­даний и занятий, структура финансовой и хозяйственной деятельности, порядок управления деятельностью клуба, права и обязанности членов клуба, перечень приказов и распоряжений, регламентирующих деятельность клуба. В течение учебного года деятельность клуба осуществля­ется на основе перспективного и календарного планов ра­боты, которые обсуждаются и утверждаются общим со­бранием его членов.

Клуб — самодеятельная организация, где педагогиче­ское руководство сочетается с самоуправлением обуча­ющихся. Его работой руководит совет клуба, избираемый на собрании его членов. С целью сплочения коллекти­ва обучающихся в клубе создаются и развиваются свои традиции. Прием в клуб проводится на основе заявле­ния школьника. Первоначально он может быть зачис­лен кандидатом в члены клуба с прохождением опреде­ленного испытательного срока. Поэтому логично, чтобы обучающиеся имели удостоверения члена клуба. Клуб может иметь свои отличительные символы и атрибуты: название, девиз, песню, эмблему, значок, форму. Рабо­та клуба отражается в дневнике или летописи его дел, клуб может иметь свой печатный орган (информацион­ный бюллетень, газету). С целью организации и прове­дения совместного досуга обучающихся регулярно про­водятся клубные дни, тематические вечера, игровые и конкурсные программы. При клубе может действовать совет друзей клуба.

Клуб осуществляет связи с другими клубами соответ­ствующего профиля, участвует в совместных программах и проектах, в соревнованиях и конкурсах. Педагог-руко­водитель клуба устанавливает связи с учреждениями и организациями соответствующего профиля с целью их привлечения к деятельности клуба. Заслуженные деятели науки, техники, культуры, ветераны войны и труда, бывшие воспитанники, оказывающие помощь и содействие работе клуба, могут приниматься в его почетные члены.

Школа в системе дополнительного образования — это, как правило, узкоспециализированное объединение, ко­торое осуществляет профильное обучение. В зависимо­сти от учебной программы продолжительность обучения в школе может составлять один, два и более лет. Обуча­ющиеся в школе объединяются в учебные группы (клас­сы). По договору с соответствующими учреждениями, предприятиями и организациями обучающимся, сдавшим квалификационные экзамены, может выдаваться свиде­тельство (удостоверение) о присвоении квалификации (разряда, класса, категории) по профессии. На базе общеобразовательной школы могут быть созданы: художественная школа, школа художественных реме­сел, музыкальная школа, детская спортивная школа, ав­тошкола, киношкола и т.п.

Клуб, студия и школа в системе дополнительного обра­зования могут существовать и как объединения обучаю­щихся по интересам, и как самостоятельные учреждения этой системы наряду с домами, центрами детского твор­чества, детскими парками, музеями и т.д.


JI.H. Буйлова, кандидат педагогических наук, про­фессор, заведующая кафедрой педагогики дополни­тельного образования детей Московского института открытого образования, Н.В. Кленова, кандидат философских наук, директор городского программно- методического центра дополнительного образования детей Московского городского Дворца детского (юно­шеского) творчества. По материалам журнала "Практика административной работы в школе"

Просмотров: 5022 | Добавил: bandun | Теги: Деятельность учебно-исследовательск, Виды творческих объединений, Направления дополнительного образов, Дополнительное образование работа | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 overtip  
0
mmmmmm

Имя *:
Email *:
Код *: