Главная » 2011 » Ноябрь » 10 » Проблемы должности "педагог-библиотекарь"
16:36
Проблемы должности "педагог-библиотекарь"

24 июля 2011 года вступил в силу Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.05.2011 Ne 448н, официально закрепивший введение в общеобразовательных учреждениях долж­ности «педагог-библиотекарь». Однако это, казалось бы, однозначно позитивное для школ событие породило ряд проблем, которые поставили перед директорами вопрос: «А стоит ли сейчас вводить эту должность в штатное расписание?»

 Проблемы новой должности «педагог-библиотекарь»

После того как Министерство здравоохранения и соци­ального развития РФ разместило на своем сайте проект квалификационных характеристик по новой педагоги­ческой должности «педагог-библиотекарь», журналом «Директор школы» был проведен опрос читателей по те­ме «Какой вы видите деятельность школьного педаго- га-библиотекаря?» (см. http://www.direktor.ru, раздел «Вы — эксперт»).Итоги опроса показали, что подавляющее большинство его участников считают целесообразным введение но­вой должности, поскольку она позволяет официально передать библиотекарю ряд функций учителя, ориенти­рованных на формирование информационно-коммуника­ционной компетентности школьников и информационное обеспечение участников образовательного процесса. Однако уместно напомнить, что квалификационные ха­рактеристики являются лишь основой для разработки персональных должностных инструкций. Поэтому руко­водитель каждого образовательного учреждения впра­ве произвести «уточнение перечня работ, которые свой­ственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях» (п. 5 прика­за Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 7б1н «Об утверждении единого квалификационного справочни­ка должностей руководителей, специалистов и служа­щих», раздел «Квалификационные характеристики долж­ностей работников образования»), а также «расширение круга их обязанностей по сравнению с установленными соответствующей квалификационной характеристикой» (п. 6 упомянутого приказа) без изменения наименова­ния должности. Таким образом, даже до введения новой должности руководитель имел законное право опреде­лить функционал библиотекаря (заведующего библио­текой) в объеме, необходимом для своего конкретного  общеобразовательного учреждения. Другими словами, и ранее содержательная часть деятельности библиоте­каря зависела не от его квалификационной характери­стики или взятой откуда-либо типовой должностной ин­струкции, а от использования руководителем школы права самостоятельно разработать индивидуальную должност­ную инструкцию. Вступивший в силу 24 июля 2011 года Приказ Минздрав­соцразвития РФ от 31.05.2011 № 448н официально за­крепил введение в общеобразовательных учреждениях должности «педагог-библиотекарь», исполнив заветную мечту школьных библиотекарей — быть причисленны­ми к категории педагогических работников. Казалось бы, свершилось! Однако произошло все по пресловутому правилу «Хотели как лучше, а получилось...». Установив педагогу-библио­текарю соответствующие обязанности, «забыли» внести соответствующие изменения в нормативные акты, предо­ставляющие социальные гарантии и компенсации, преду­смотренные для педагогических работников. И в очеред­ной раз возникли правовые коллизии.Во-первых, конкретная продолжительность сокра­щенной рабочей недели педагога-библиотекаря По­становлением Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 «0 продолжительности рабочего времени (норме часов пе­дагогической работы за ставку заработной платы) педаго­гических работников» не предусмотрена, а минимально сокращенная продолжительность рабочей недели (36 ча­сов), определенная ст. 333 Трудового кодекса РФ для всех педагогических работников, ему не может быть установ­лена, поскольку новая должность не внесена в Общерос­сийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (Постановление Госстан­дарта РФ от 26.12.1994 № 367).Во-вторых, педагогу-библиотекарю не установлена про­должительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска (ст. 334 Трудового кодекса РФ), поскольку не внесены изменения в Постановление Пра­вительства РФ от 01.10.2002 № 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпу­ска, предоставляемого педагогическим работникам».В-третьих, педагог-библиотекарь не может восполь­зоваться правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения им пенсионного возраста (ст. 55 Закона РФ «Об образовании»), поскольку эта должность пока не внесена в соответствующий Список (Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пен­сия по старости, и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначе­ние трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

В-четвертых, педагог-библиотекарь не может восполь­зоваться правом педагогического работника на прохож­дение аттестации для установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к пер­вой или высшей квалификационным категориям (Приказ Минобрнауки РФ от 24.03.2010 № 209 «0 порядке аттеста­ции педагогических работников государственных и муни­ципальных образовательных учреждений»), поскольку наименования этой должности нет в профессиональной квалификационной группе должностей педагогических работников (Приказ Минздравсоцразвития от05.05.2008 № 216н «Об утверждении профессиональных квалифика­ционных групп должностей работников образования»), на которую распространяется Порядок аттестации.

И, наконец, в-пятых, при использовании отраслевой (новой) системы оплаты труда возникает проблема определения базового должностного оклада педагога- библиотекаря, поскольку новая должность не отнесена ни к одному квалификационному уровню профессиональ­ной квалификационной группы должностей педагоги­ческих работников (Приказ Минздравсоцразвития от 05.05.2008 № 21бн «Об утверждении профессиональ­ных квалификационных групп должностей работников образования»).

Исходя из вышесказанного, напрашивается вывод, что до разрешения всех указанных выше правовых кол­лизий директору не следует спешить с введением но­вой должности в штатное расписание своего образова­тельного учреждения. В противном случае руководителя школы могут ждать судебные тяжбы по поводу предо­ставления педагогу-библиотекарю социальных гаран­тий и компенсаций, предусмотренных для педагогиче­ских работников.


А.И. Ломов, почетный работник общего образования РФ (материал из журнала "Практика административной работы в школе")


Просмотров: 11835 | Добавил: bandun | Теги: библиотечная документация, педагог-библиотекарь, школьная библиотека | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 1
1 bubteeshy  
0
[url=http://silven.ru/khkhkh-onlajjn/]
порно ролики смотреть онлайн бесплатно[/url]

Имя *:
Email *:
Код *: