19:55 доброе сердце | |
Звонок раскатился долгой заливистой трелью. Он как бы говорил: «Ну, чего вы медлите, уткнувшись в книжки? Разве не видите — за окном ясный осенний день. Сейчас большая перемена, самое время побегать по двору вприпрыжку». Но ребята, будто не слыша звонка, просят: — Елена Ильинична, почитайте еще! Мочаева и сама любит Чехова, и охотно продолжает чтение, стараясь передать ребятам неповторимую красоту языка писателя, глубокий смысл, заложенный в рассказе, незримыми нитями соединить прошлое с настоящим, нарисовать будущее, творить которое надлежит им. Голос учительницы звучит как бы издалека: — «Милый дедушка, Константин Макарович, — писал он. — И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался...». Крылья воображения уносят ребят в темную, едва освещенную свечой комнату "" Над лавкой с листком бумаги согнутая фигура мальчика... Равнодушных нет. Всем жаль бедного Ваньку Жукова, каждый хотел бы помочь ему вырваться из этого недоброго и несправедливого мира. Дети кажутся задумчивее, тише, не по возрасту серьезными. Может, потому, что впервые необычайно ярко встают перед ними такие понятия как добро, зло, равнодушие. Впервые они задумываются о тяжелом, бесправном положении бедных людей в дореволюционной России. Сопереживание высекает в ребячьих сердцах искорки негодования, неприятия зла и поощряет все доброе и справедливое... В окружении ребят мы ходим по школьному коридору, и мне думается: настоящим педагогом может быть лишь человек, влюбленный в свое дело. И еще: сколько душевного тепла, любви нужно, чтобы так щедро раздавать их ребятам! Позднее в беседе Елена Ильинична с благодарностью вспоминала своего учителя Петра Ивановича Андреева и его доброе напутствие в начале учительского пути. Выло это тридцать пять лет назад... после окончания семилетки Лена решила идти работать: нелегко матери одной поднимать на ноги осиротевших после смерти мужа детей. О профессии учителя мечтала, можно сказать, с детства. Поступила на заочное отделение Татарского педагогического училища, работать стала в Левинской школе. С Петром Ивановичем виделась каждый раз, когда приходилось бывать в Купине. Он интересовался ее делами, радовался успехам, давал советы. А однажды как-то по особому проникновенно сказал: — Как бы трудно тебе ни было, смело поднимайся по ступенькам знаний. Запомни: за первой будет вторая, третья... — и так без конца. Не страшись длинной лестницы— ведь пойдешь ты по ней не и одиночку...Много в тот раз теплых и хороших слов было сказано учителем. Но главным пожеланием, советом умудренного жизнью человека было одно: отдавай свое сердце детям, в ответ тебе будут раскрываться доверчиво ребячьи души. И не мешкай, больше бросай на благодатную ниву зерен правды. Она хорошо запомнила эти слова, сказанные от чистого сердца, и потом никогда не жалела времени и сил, чтобы донести до своих питомцев высокие понятия добра, чувства человеческого достоинства, чести. И не раз выходила победительницей там, где у других опускались руки. ...Было это лет десять назад. Новенькой в их четвертом классе Любе Бурыкиной никак не давалась математика. Выше «тройки» знания ее не заслуживали. Девочка была самолюбивая, замкнутая, и, похоже, не надеялась, что когда-то одолеет эту науку. Учительница не раз бывала в семье Бурыкиных. Но мать Любы вместо того, чтобы спокойно поговорить с Еленой Ильиничной, и попытаться сообща помочь девочке, однажды забежала в класс во время урока, устроила «разнос» и педагогу, и дочери. После этого девочка совсем не хотела идти в школу. Немало времени и трудов стоило Елене Ильиничне наладить тесную связь, с родителями Любы, к девочке всегда была особенно внимательна. Приободряла ее, терпеливо занималась с ней после уроков. Из каждого учительского слова, как из маленького зернышка, рождались и крепли ростки веры в свои силы у девочки. Пришел час, когда она впервые пережила радость успеха, получив по математике «пятерку». Сейчас Люба взрослый человек, получила специальность, работает. Связи со своей учительницей не теряет, переписывается с нею, делится самым сокровенным... А сколько еще было других девочек и мальчиков за тридцать пять лет работы! Саша Цыба, Таня Лучинская, Миша и Леня Толстых... За каждым из этих имен волнующая история становления личности, педагогические раздумья, тревоги и радость за их судьбы. Многие ее ученики закончили училища, техникумы, институты, работают сейчас в родном городе, в других местах нашей страны. Часто навещают свою первую учительницу. Разве уйдет, например, из памяти тот день, когда дверь тихонько приоткрылась и в учительскую, по-мальчишески робея, вошел степенный майор. Она едва узнала в нем прежнего сорванца Леню Толстых. — В отпуск приехал. Очень хотелось вас повидать, Елена Ильинична. — Спасибо, Леня, — растроганно сказала учительница. — Я рада за тебя... Она всегда, была мыслями с детьми. И в то время, когда с мужем жила в маленьком пограничном поселке, и в те далекие фронтовые годы, когда в рядах отдельной женской добровольческой стрелковой бригады защищала Москву, Сталинград. Каждый раз почта доставляла по нескольку «треугольничков» от учеников, ждущих ее в далекой Сибири. «Елена Ильинична, Гришка стал плохо готовить домашние задания, пожалуйста, поругайте его», «Я получила «пятерку» по русскому языку...». И на каждое письмо детей она находила время ответить. Мочаева считает: длинные нудные нотации больше вреда приносят, чем пользы. Старается по-иному воздействовать на непослушных, ленивых, слабых. Много занимается с ними после уроков. Проводит большую внеклассную работу. Водит своих третьеклассников на экскурсии, устраивает встречи с интересными людьми. Много сама рассказывает о настоящих людях. Старается заинтересовать детей. Обычно это помогает сплачивать классный коллектив, лучше узнавать способности и мечты каждого. А уже потом, в случае трудностей, легче вдохнуть каждому веру в свои силы, привить любовь к знаниям. Ведь когда между учителем и учениками протягиваются нити доверия и уважения, когда дети стараются быть похожими на учителя, неуспевающих или нарушителей в классе, как правило, нет. ...Насыщен день учителя.. Уже вечером, побывав у родителей своих ребят, которые слабо учатся, побеседовав с ними, приходит она домой. Иной раз поздно. Но и после этого она находит время почитать. Педагогическая образованность, считает учительница, зиждется на общей культуре, на общем уровне знаний. И чтобы идти вперед, вести за собой ребят, надо знать и иметь всегда намного больше, чем отдаешь детям. Ведь мудро сказал в свое время ее старый учитель —за одной ступенькой будет другая, и так— без конца, ибо нет предела человеческому познанию. г. Купино, школа № 80. | |
|
Всего комментариев: 1 | |
| |