Главная » 2011 » Август » 15 » доброе сердце
19:55
доброе сердце

Звонок раскатился  долгой заливистой трелью. Он как бы

говорил: «Ну, чего вы медли­те, уткнувшись в книжки? Ра­зве не видите — за окном ясный осенний день. Сейчас большая перемена, самое вре­мя побегать по двору впри­прыжку».

Но ребята, будто не слыша  звонка, просят:

   Елена Ильинична, почи­тайте еще!

Мочаева и сама любит Че­хова, и охотно продолжает чте­ние, стараясь передать ребя­там неповторимую красоту языка писателя, глубокий смысл, заложенный в рассказе, незримыми нитями соединить прошлое с настоящим, нарисовать будущее, творить которое надлежит им. Голос учитель­ницы звучит как бы издалека:

    «Милый дедушка, Кон­стантин Макарович, — писал он. — И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался...».

Крылья воображения уносят ребят в темную, едва освещен­ную свечой комнату "" Над лавкой с листком бумаги согну­тая фигура мальчика... Равно­душных нет. Всем жаль бедного Ваньку Жукова, каждый хо­тел бы помочь ему вырваться из этого недоброго и несправед­ливого мира.

Дети кажутся задумчивее, тише, не по возрасту серьез­ными. Может, потому, что впервые необычайно ярко вста­ют перед ними такие понятия как добро, зло, равнодушие. Впервые они задумываются о тяжелом, бесправном положе­нии бедных людей в дореволю­ционной России. Сопережива­ние высекает в ребячьих серд­цах искорки негодования, неприятия зла и поощряет все доброе и справедливое...

В окружении ребят мы хо­дим по школьному коридору, и мне думается: настоящим пе­дагогом может быть лишь че­ловек, влюбленный в свое де­ло. И еще: сколько душевного тепла, любви нужно, чтобы так щедро раздавать их ребятам!

Позднее в беседе Елена Иль­инична с благодарностью вспо­минала своего учителя Петра Ивановича Андреева и его доброе напутствие в начале учи­тельского пути. Выло это трид­цать пять лет назад... после окончания семилетки Лена решила идти работать: нелегко матери одной подни­мать на ноги осиротевших пос­ле смерти мужа детей. О про­фессии учителя мечтала, мож­но сказать, с детства. Посту­пила на заочное отделение Та­тарского педагогического учи­лища, работать стала в Левинской школе. С Петром Ивано­вичем виделась каждый раз, когда приходилось бывать в Купине. Он интересовался ее делами, радовался успехам, давал советы. А однажды как-то по особому проникновенно сказал:

— Как бы трудно тебе ни было, смело поднимайся по ступенькам знаний. Запомни: за первой будет вторая, тре­тья... — и так без конца. Не страшись длинной  лестницы— ведь пойдешь ты по ней не и одиночку...Много в тот раз теплых и  хороших слов было сказано учителем. Но главным поже­ланием, советом умудренного жизнью человека было одно: отдавай свое сердце детям, в ответ тебе будут раскрываться доверчиво ребячьи души. И не мешкай, больше бросай на бла­годатную ниву зерен правды. Она хорошо запомнила эти слова, сказанные от чистого сердца, и потом никогда не жа­лела времени и сил, чтобы до­нести до своих питомцев высо­кие понятия добра, чувства человеческого достоинства, че­сти. И не раз выходила побе­дительницей там, где у других опускались руки.

...Было это лет десять назад. Новенькой в их четвертом клас­се Любе Бурыкиной никак не­ давалась математика. Выше «тройки» знания ее не заслуживали. Девочка была самолю­бивая, замкнутая, и, похоже, не надеялась, что когда-то одо­леет эту науку. Учительница не раз бывала в семье Бурыкиных. Но мать Любы вме­сто того, чтобы спокойно поговорить с Еленой Ильиничной,  и попытаться сообща помочь девочке, однажды забежала в класс  во время урока, устрои­ла «разнос» и педагогу, и до­чери. После этого девочка со­всем не хотела идти в школу. Немало времени и трудов сто­ило Елене Ильиничне наладить тесную связь, с родителями Любы, к девочке всегда была особенно внимательна. Приобо­дряла ее, терпеливо занима­лась с ней после уроков. Из каждого учительского слова, как из маленького зернышка, рождались и крепли ростки ве­ры в свои силы у девочки. Пришел час, когда она впер­вые пережила радость успеха, получив по математике «пятер­ку». Сейчас Люба взрослый человек, получила  специальность, работает. Связи со своей  учительницей не теряет, переписы­вается с нею, делится самым сокровенным...

А сколько еще было других девочек и мальчиков за тридцать пять лет работы! Саша Цыба, Таня Лучинская, Миша и Леня Толстых... За каждым из этих имен волнующая ис­тория становления личности, педагогические раздумья, тре­воги и радость за их судьбы. Многие ее ученики закончили училища, техникумы, институ­ты, работают сейчас в родном городе, в других местах нашей страны. Часто навещают свою первую учительницу. Разве уйдет, например, из памяти тот день, когда дверь тихонь­ко приоткрылась и в учитель­скую, по-мальчишески робея, вошел степенный майор. Она едва узнала в нем прежнего сорванца Леню Толстых.

  В отпуск приехал. Очень хотелось вас повидать, Елена Ильинична.

   Спасибо, Леня, — рас­троганно сказала учительница. — Я рада за тебя...

Она всегда, была мыслями с детьми. И в то время, когда  с мужем жила в маленьком

пограничном поселке, и в те далекие фронтовые годы, когда в рядах отдельной женской добровольческой стрелковой бри­гады защищала Москву, Ста­линград. Каждый раз почта до­ставляла по нескольку «треугольничков» от учеников, ждущих ее в далекой Сибири. «Елена Ильинична, Гришка стал плохо готовить домашние задания, пожалуйста, поругай­те его», «Я получила «пятер­ку» по русскому языку...». И на каждое письмо детей она находила время ответить.

Мочаева считает: длинные нудные нотации больше вреда приносят, чем пользы. Старает­ся по-иному воздействовать на непослушных, ленивых, сла­бых. Много занимается с ними после уроков. Проводит боль­шую внеклассную работу. Во­дит своих третьеклассников на экскурсии, устраивает встречи с интересными людьми. Много сама рассказывает о настоя­щих людях. Старается заинте­ресовать детей. Обычно это помогает сплачивать классный коллектив, лучше узнавать способности и мечты каждого. А уже потом, в случае труд­ностей, легче вдохнуть каждо­му веру в свои силы, привить любовь к знаниям. Ведь когда между учителем и учениками протягиваются нити доверия и уважения, когда дети старают­ся быть похожими на учителя, неуспевающих или нарушите­лей в классе, как правило, нет.

...Насыщен день учителя.. Уже вечером, побывав у роди­телей своих ребят, которые слабо учатся, побеседовав с ними, приходит она домой. Иной раз поздно. Но и после этого она находит время почи­тать. Педагогическая образо­ванность, считает учительница, зиждется на общей культуре, на общем уровне знаний. И  чтобы идти вперед, вести за собой ребят, надо знать и иметь всегда намного больше, чем отдаешь детям. Ведь мудро сказал в свое время ее ста­рый учитель —за одной сту­пенькой будет другая, и так— без конца, ибо нет предела че­ловеческому познанию.

А. ИВАНОВА.

г. Купино, школа № 80.


Просмотров: 901 | Добавил: bandun | Теги: история школы | Рейтинг: 2.8/5
Всего комментариев: 1
1 ЛеньТяЙка  
0
Да, так давно не учат. А жаль cry

Имя *:
Email *:
Код *: