толстой АЛЕКСЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ,

поэт, писатель, драматург

195 лет со дня рождения 1817—1875


Меж двух лагерей

Граф. В младенчестве был увезён матерью в Малороссию, только восьмилетним оказался в Петербурге. Воспитатель царственных особ В. А. Жуковский (1787—1836) познакомил мальчика с наследником престола, будущим императором Александром II (1818—1881). Они были почти ровесники, быстро подружились. Дружба эта продол­жалась всю жизнь. С 1834 Толстой служил в Московском архиве Министерства иностранных дел, затем был на дипломатической и военной службе, занимал различные придворные посты. В 1836 окончил словесное отделение Московского университета.

В 1840-х формируется талант писателя — лирика и автора баллад. Многие его лирические стихи (напечатанные позднее) приобрели широкую популярность («Колокольчики мои», «Ты знаешь край, где всё обильем дышит», «Где гнутся над омутом лозы» и другие).

Первая публикация — фантастическая повесть «Упырь» (1841) под псевдонимом Краснорогский. С 1854 в соавторстве с братьями А. М. Жемчужниковым (1821—1908) и В. М. Жемчужниковым (1830— 1884) печатал в «Современнике» стихи и литературные пародии от имени вымышленного персонажа Козьмы Пруткова. В1861 отдалился от двора и сосредоточился на литературных занятиях. Опубликовал драматическую поэму «Дон Жуан» (1862), исторический роман «Князь Серебряный» (1863), историческую трилогию — трагедии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868), «Царь Борис» (1870). В 1867 вышло первое собрание стихотворений поэта. В последнее десятилетие жизни писал баллады («Роман Галицкий», «Боривой», «Илья Муромец», «Садко» и другие), поэмы, лирические стихи.

В произведениях Толстого отразилось своеобразие его политической и эстетической позиции. Он ненавидел политический гнёт, возмущался засильем бюрократии, едко высмеивал правительственную политику и попытки замаскировать её реакционность либеральной фразой (стихотворные сатиры «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева», 1868; «Сон Попова», 1873), но не сочувствовал и революционным идеям, оспаривал революционно- демократическую эстетику (баллады «Поток-богатырь», «Порой весёлой мая»).

Основные достоинства романа «Князь Серебряный» — живое изображение инициативных, сопротивляющихся гнёту героев и занимательность повествования. В драматической трилогии, рисуя трагедию трёх царствований конца XVI — начала XVII века, Толстой показывает губительное воздействие неограниченной самодержавной тирании на психологию государственных деятелей и нравы их подданных. Значительность изображённых в трагедиях исторических конфликтов, разнообразие типичных характеров и замечательный, тонко очерченный психологический образ царя Федора привлекают режиссёров и актёров. «Царь Федор» «открыл» в 1898 первый сезон МХТ. Лирические стихотворения поэта просты и задушевны. Многие из них представляют собой как бы психологические новеллы в стихах («Средь шумного бала, случайно», «То было раннею весной»). Автор вводил в свою лирику элементы народно-поэтического стиля, его стихи часто близки к песне. Более 70 стихотворений положено на музыку русскими композиторами.

 

Библиография:


Сочинения Козьмы Пруткова, - М., 1965.

Толстой А. К. Собрание сочинений: В4т.-М„ 1969.

Толстой А. К. Князь Серебряный. - М., 1980.

Стафеев Г. И. Сердце полно вдох­новенья: Жизнь и творчество А. К. Толстого. - Тула, 1973.

Стафеев Г. И. А. К. Толстой: Библиографический указатель. - Брянск, 1969.

Ямпольский И. Середина века. - Л„ 1974.


ИСПОЛЬЗОВАН  МАТЕРИАЛ:  "ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ ДАТЫ 2012: УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ-ЖУРНАЛ ДЛЯ РАБОТНИКОВ БИБЛИОТЕК, ШКОЛ И ВУЗОВ, УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ, ЛЮБИТЕЛЕЙ ИСКУССТВА И СЛОВЕСНОСТИ/пОД РЕД. ТИХОНОВОЙ Е. - М.: "ЖУРНАЛ "БИБЛИОТЕКА"", 2012. - С. 751.