465 лет со дня рождения 1547—1616
Сын хирурга, бедного
идальго. В молодости служил солдатом, отличился в морской битве (1571), в
которой лишился левой руки. Возвращаясь морем на родину, был захвачен пиратами
и продан в рабство алжирскому паше. В неволе пробыл пять лет, выкуплен
миссионерами. По возвращении в Мадрид написал пасторальный роман «Галатея»
(1585), патриотическую трагедию «Нумансия» и около 30 других пьес. Скудость литературного
заработка вынудила писателя переехать в Севилью и стать агентом по закупке
провианта для флота, позже — сборщиком недоимок. Гражданская служба
(1587—1603) была не более удачна, чем армейская: Сервантес трижды попадал в
тюрьму.
Соприкосновение по роду занятий с разными общественными кругами крупнейшего порта мировой империи определило более реалистический и плодотворный поздний период его творчества, который открылся первой частью романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (1605), начатой ещё в севильской тюрьме в 1602. Роман во многом — итог личной жизни писателя, полной героических дерзаний и катастрофических неудач.
Всенародный и общеевропейский успех романа соблазнил некоего безвестного писателя выпустить «подложное» окончание романа. Задетый огрублением замысла и главных образов, Сервантес опубликовал вторую часть «Дон Кихота» (1615). Реалистический гений писателя, его неизменный вкус к героике и романтике органически слились во всей мощи в субъективно героическом пафосе странствующего «безумно мудрого» рыцаря Дон Кихота. Великое многоплановое произведение возникло из скромного замысла — высмеять модные в то время новорыцарские романы. Этот внешний литературно-пародийный план сюжета более всего ощутим в начальных пяти главах. За ним, в связи с историей «книжного рыцаря», проведённого сквозь все круги реальной жизни, открывается многообразная панорама испанского общества (в «Дон Кихоте» около 670 действующих лиц) на стыке двух веков национального развития: восходящего и нисходящего. Роман Сервантеса, своеобразная художественная энциклопедия испанской жизни классического периода её культуры, изображает трагикомически бесплодный энтузиазм благородной личности на фоне жалкого прозябания самодовольных обывателей: мир непрактичного духа и бездуховной практики. За национальным «донкихотством», за кризисом культуры писатель уловил и нечто большее — всеевропейский кризис гуманизма Возрождения, его представлений о рождающемся новом обществе и о месте, отведённом в нём человеческой личности.
Через всё творчество Сервантеса проходят контрасты идеальной «поэзии» душевной жизни, «романтики» непреклонных устремлений человека и убогой «прозы» окружающего мира, иронически или юмористически освещённого. Лирические драмы «Алжирские нравы», «Великая султанша» и другие — с одной стороны, сатирические в плутовском духе интермедии («Вдовый мошенник», «Бдительный страж», «Судья по бракоразводным делам») — с другой. На исходе закончил любовно-приключенческий роман «Странствия Персилеса и Сихизмунды» (опубликован 1617).
Сервантес М.
де. Собрание сочинений: В 5т,-М., 1961-1962.
Державин К. Н. Сервантес. -М., 1958.
М. де Сервантес
Сааведра. Библиография русских переводов и критической литературы на русском
языке. 1763-1957.-М„ 1959.
Пинский Л. Сюжет «Дон Кихота» и конец реализма Возрождения // Реализм эпохи Возрождения. - М„ 1961.
Тургенев И. Гамлет и Дон Кихот // Полное собрание сочинений. - М.; Л., 1964. - Т. 8.
Снеткова Н. «Дон Кихот» Сервантеса. - М.;Л„ 1965.
Сервантес и всемирная литература. - М„ 1969
ИСПОЛЬЗОВАН МАТЕРИАЛ: "ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ ДАТЫ 2012: УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ-ЖУРНАЛ ДЛЯ РАБОТНИКОВ БИБЛИОТЕК, ШКОЛ И ВУЗОВ, УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ, ЛЮБИТЕЛЕЙ ИСКУССТВА И СЛОВЕСНОСТИ/пОД РЕД. ТИХОНОВОЙ Е. - М.: "ЖУРНАЛ "БИБЛИОТЕКА"", 2012. - С. 751.