ЦВЕТАЕВА МАРИНА ИВАНОВНА,
поэтесса
120 лет со
дня рождения 1892—1941
Дочь филолога и
искусствоведа И.В. Цветаева, основателя Музея изящных искусств (ныне
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). Детские
годы прошли в Москве и на даче в Тарусе. Начав образование в Москве, она
продолжила его в пансионах Лозанны и Фрейбурга. В шестнадцать лет совершила
самостоятельную поездку в Париж, чтобы прослушать в Сорбонне краткий курс
истории старофранцузской литературы.
Стихи начала писать с шести лет (не только по-русски, но и по-французски и по-немецки), печататься с шестнадцати, а два года спустя тайком от семьи выпустила сборник «Вечерний альбом», который заметили и одобрили такие взыскательные критики, как В.Я. Брюсов (1870-1924), Н. С. Гумилев (1886-1921) и М. А. Волошин (1878- 1932). Сборники её стихов следовали один за другим, неизменно привлекая внимание своей творческой самобытностью и оригинальностью. Она не примкнула ни к одному из литературных течений.
В 1912 Цветаева вышла замуж за Сергея Эфрона (1893—1941), который стал не только её мужем, но и самым близким другом. Годы Первой мировой войны 1914—1918, революции и Гражданской войны были временем стремительного творческого роста поэтессы. Она жила в Москве, много писала, но почти не публиковалась. Стихи 1916 (сборник «Вёрсты») посвящены России, поэтизируют возвышенную, гордую героиню, наделённую безмерностью чувств. Лирика 1917—1922 отмечена сложным, противоречивым ощущением революции, романтическим неприятием всяческого насилия, поэтика — разнообразием интонаций и лексики (от высокоторжественной до простонародной), частушечными ритмами. В эти же годы созданы цикл пьес, поэма-сказка «Царь-девица». В литературном мире Цветаева по-прежнему держалась особняком.
В мае 1922 ей с дочерью Ариадной разрешили уехать за
границу — к мужу, который, будучи белым офицером, стал студентом Пражского
университета. Жизнь была эмигрантская, трудная, нищая. Творческая энергия
Цветаевой, однако, не ослабевала: в 1923 в Берлине, в издательстве «Геликона,
вышла книга «Ремесло», получившая высокую оценку критики. В 1924, в пражский
период, — «Поэма Горы» и «Поэма Конца». В 1925 после рождения сына семья перебралась
в Париж. Марина печаталась в белоэмигрантской периодике. Опубликовала трагедии
на античные сюжеты («Ариадна», 1924; «Федра», 1927), эссе о поэтах («Мой
Пушкин», «Живое о живом» и другие). В1926 закончена поэма «Крысолов», начатая
еще в Чехии. Русская эмиграция не приняла Цветаеву. «Моя неудача в эмиграции —
в том, что я не эмигрант, что я по духу, т.е. по воздуху и по размаху—там,
туда, оттуда...»
В1939 она восстановила своё советское гражданство, вслед за
мужем и дочерью возвратилась на родину. Муж и дочь были арестованы, сестра
Анастасия находилась в лагере. Цветаева жила в Москве по-прежнему в полной
нищете, кое-как перебиваясь переводами. Начавшаяся война, эвакуация забросили
её с сыном в Елабугу.
Измученная, безработная и одинокая поэтесса покончила с собой.
Цветаева
М. И. Избранные произведения. -М.;Л., 1965.
Цветаева М. И. Мой Пушкин. - М., 1967.
Цветаева
М. И. Собрание сочинений: в 7 т. - М„ 1994-1997.
Антокольский П. Книга Марины Цветаевой // Новый мир. -1966. - №4.
Цветаева А. И. Воспоминания. - /И., 1971.
Твардовский
А. Марина Цветаева // В кн.: О литературе. - М., 1973.
М. И. Цветаева: Фотолетопись жизни поэта. М., 2000.
ИСПОЛЬЗОВАН МАТЕРИАЛ: "ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ ДАТЫ 2012: УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ-ЖУРНАЛ ДЛЯ РАБОТНИКОВ БИБЛИОТЕК, ШКОЛ И ВУЗОВ, УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ, ЛЮБИТЕЛЕЙ ИСКУССТВА И СЛОВЕСНОСТИ/пОД РЕД. ТИХОНОВОЙ Е. - М.: "ЖУРНАЛ "БИБЛИОТЕКА"", 2012. - С. 751.