ЦВЕТАЕВА МАРИНА ИВАНОВНА,

поэтесса

120 лет со дня рождения 1892—1941

«Неостановимо хлещет стих...»

 

Дочь филолога и искусствоведа И.В. Цветаева, основателя Музея изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина). Детские годы прошли в Москве и на даче в Тарусе. Начав образование в Москве, она продолжила его в пансионах Лозанны и Фрейбурга. В шестнадцать лет совершила самостоятельную поездку в Париж, чтобы прослушать в Сорбонне краткий курс истории старофранцузской литературы.

Стихи начала писать с шести лет (не только по-русски, но и по-фран­цузски и по-немецки), печататься с шестнадцати, а два года спустя тайком от семьи выпустила сборник «Вечерний альбом», который заметили и одобрили такие взыскательные критики, как В.Я. Брюсов (1870-1924), Н. С. Гумилев (1886-1921) и М. А. Волошин (1878- 1932). Сборники её стихов следовали один за другим, неизменно привлекая внимание своей творческой самобытностью и ориги­нальностью. Она не примкнула ни к одному из литературных течений.

В 1912 Цветаева вышла замуж за Сергея Эфрона (1893—1941), который стал не только её мужем, но и самым близким другом. Годы Первой мировой войны 1914—1918, революции и Граждан­ской войны были временем стремительного творческого роста поэтессы. Она жила в Москве, много писала, но почти не публико­валась. Стихи 1916 (сборник «Вёрсты») посвящены России, поэти­зируют возвышенную, гордую героиню, наделённую безмерно­стью чувств. Лирика 1917—1922 отмечена сложным, противоречи­вым ощущением революции, романтическим неприятием всяче­ского насилия, поэтика — разнообразием интонаций и лексики (от высокоторжественной до простонародной), частушечными ритма­ми. В эти же годы созданы цикл пьес, поэма-сказка «Царь-девица». В литературном мире Цветаева по-прежнему держалась особ­няком.

В мае 1922 ей с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу — к мужу, который, будучи белым офицером, стал студентом Пражского университета. Жизнь была эмигрантская, трудная, нищая. Творчес­кая энергия Цветаевой, однако, не ослабевала: в 1923 в Берлине, в издательстве «Геликона, вышла книга «Ремесло», получившая высо­кую оценку критики. В 1924, в пражский период, — «Поэма Горы» и «Поэма Конца». В 1925 после рождения сына семья перебралась в Париж. Марина печаталась в белоэмигрантской периодике. Опубликовала трагедии на античные сюжеты («Ариадна», 1924; «Федра», 1927), эссе о поэтах («Мой Пушкин», «Живое о живом» и дру­гие). В1926 закончена поэма «Крысолов», начатая еще в Чехии. Русская эмиграция не приняла Цветаеву. «Моя неудача в эмиграции — в том, что я не эмигрант, что я по духу, т.е. по воздуху и по размаху—там, туда, оттуда...»

В1939 она восстановила своё советское гражданство, вслед за мужем и дочерью возвратилась на родину. Муж и дочь были арестованы, сестра Анастасия находилась в лагере. Цветаева жила в Москве по-прежнему в полной нищете, кое-как перебиваясь пере­водами. Начавшаяся война, эвакуация забросили её с сыном в Елабугу.

Измученная, безработная и одинокая поэтесса покончила с собой.

 

Библиография:

Цветаева М. И. Избранные произ­ведения. -М.;Л., 1965.

Цветаева М. И. Мой Пушкин. - М., 1967.

Цветаева М. И. Собрание сочине­ний: в 7 т. - М„ 1994-1997.

Антокольский П. Книга Марины Цветаевой // Новый мир. -1966. - №4.

Цветаева А. И. Воспоминания. - /И., 1971.

Твардовский А. Марина Цветаева // В кн.: О литературе. - М., 1973.

М. И. Цветаева: Фотолетопись жизни поэта. М., 2000.


ИСПОЛЬЗОВАН  МАТЕРИАЛ:  "ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ ДАТЫ 2012: УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ-ЖУРНАЛ ДЛЯ РАБОТНИКОВ БИБЛИОТЕК, ШКОЛ И ВУЗОВ, УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ, ЛЮБИТЕЛЕЙ ИСКУССТВА И СЛОВЕСНОСТИ/пОД РЕД. ТИХОНОВОЙ Е. - М.: "ЖУРНАЛ "БИБЛИОТЕКА"", 2012. - С. 751.